Вопрос священнику
24 декабря 2015
Здравствуйте! Мы - молодая православная семья. Хотим жить в соответствии с заповедями Церкви, стремимся к этому, стараемся быть на этом пути честными. Мы знаем про традицию супружеского поста, понимаем ее и принимаем. Но оба допустили супружескую близость в рождественский пост, которая привела к зачатию ребенка. За то, что человек делает, должен нести ответственность. Понятно, что в вопросе здоровья ребенка нужно уповать на волю и благодать Божью, понимать, что здоровые дети рождаются, рождаются и с особенностями. Зачатие в пост не влияет на это, потому что кажется, что Господь устроил жизнь более сложным и мудрым образом, нежели правило: "Согрешил - получи наказание". Все сложнее. Но вопрос тем не менее есть. Последствия родительского греха все равно лежит на ребенке. Как с этим быть? Нестираемая ли это печать? Как помочь малышу на его пути? Как смягчить последствия родительских ошибок? Не только такой, но и вообще.. Что вы думаете по этому поводу?
Ответил: Протоиерей Сергий Николаев
У Вас случилась оплошность, и вы утешаете себя тем, что Промысел Божий сложнее любой формулы зависимости одного действия от другого. Он действительно – сложнее. Но душа все равно в тревоге за будущее дитя. И правильно она тревожится – значит, Вам уже ведома родительская ответственность за потомство.
Родительская ответственность за ребенка начинается задолго до его рождения. И даже до брака. Уже в отрочестве человек думает о том, что когда-то будет отцом или матерью своих детей. Его учат соблюдать гигиену тела и беречь здоровье не только ввиду качества будущей самостоятельной жизни, но и проявляя ответственность за здоровое потомство. Именно потому девочкам не позволяют садиться на холодное, поднимать тяжести, а юношам запрещают пить спиртное. Целомудренная жизнь или порушенное целомудрие тоже отразятся на потомстве. Здесь связь видна не только верующему, но и атеистическому взгляду -- физиология. Для христиан эта видимая связь – напоминание о невидимой связи между любым грехом и его бедственными последствиями. Родители, в том числе и будущие, относятся (во всяком случае -- должны) к своему греху, как к событию, которое может принести вред не только им самим, но отразится на детях. Мы все (человечество), как писал И. Ильин, представляем собой некую Божию ткань, где каждый связан с каждым, как нити ткани. Особенно эта зависимость видна в семье, где каждое событие и каждый поступок, даже скрытый от других, вносит свой штрих в семейный характер и оказывает влияние на судьбу семьи. Так что Ваше беспокойство вполне обосновано.
Прежде, в народной среде, когда рождался ребенок, то кумушки-соседки быстро подсчитывали время зачатия. И если оно попадало на пост, то над родителями посмеивались, а кое-где и стыдили, пеняя на несдержанность. Правда, длилось это недолго, лишь пока событие было новостью. А уж в отношении ребенка такие разговоры не допускались.
Из письма видно, что Вам по душе праведная жизнь, Вы стараетесь следовать правилам. Однако, без греха ни один человек не проходит свой земной путь. Из этого не следует, что грех позволителен. Наше падение должно показать нам, насколько мы слабы сами, своей волей, проводить жизнь добродетельно. Как говорит Апостол: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7,19). Зато нам дана возможность покаяния, и Божия помощь в исправлении. Желай доброго, оступился – кайся перед Богом, молись, проси помощи и укрепления на праведном пути. А горький опыт пусть станет учителем. Надеюсь, что вы уже были на исповеди и впредь будете более настойчивы в желании проводить жизнь праведно. Желаю Вам милости Божией и приятного ожидания.
Родительская ответственность за ребенка начинается задолго до его рождения. И даже до брака. Уже в отрочестве человек думает о том, что когда-то будет отцом или матерью своих детей. Его учат соблюдать гигиену тела и беречь здоровье не только ввиду качества будущей самостоятельной жизни, но и проявляя ответственность за здоровое потомство. Именно потому девочкам не позволяют садиться на холодное, поднимать тяжести, а юношам запрещают пить спиртное. Целомудренная жизнь или порушенное целомудрие тоже отразятся на потомстве. Здесь связь видна не только верующему, но и атеистическому взгляду -- физиология. Для христиан эта видимая связь – напоминание о невидимой связи между любым грехом и его бедственными последствиями. Родители, в том числе и будущие, относятся (во всяком случае -- должны) к своему греху, как к событию, которое может принести вред не только им самим, но отразится на детях. Мы все (человечество), как писал И. Ильин, представляем собой некую Божию ткань, где каждый связан с каждым, как нити ткани. Особенно эта зависимость видна в семье, где каждое событие и каждый поступок, даже скрытый от других, вносит свой штрих в семейный характер и оказывает влияние на судьбу семьи. Так что Ваше беспокойство вполне обосновано.
Прежде, в народной среде, когда рождался ребенок, то кумушки-соседки быстро подсчитывали время зачатия. И если оно попадало на пост, то над родителями посмеивались, а кое-где и стыдили, пеняя на несдержанность. Правда, длилось это недолго, лишь пока событие было новостью. А уж в отношении ребенка такие разговоры не допускались.
Из письма видно, что Вам по душе праведная жизнь, Вы стараетесь следовать правилам. Однако, без греха ни один человек не проходит свой земной путь. Из этого не следует, что грех позволителен. Наше падение должно показать нам, насколько мы слабы сами, своей волей, проводить жизнь добродетельно. Как говорит Апостол: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7,19). Зато нам дана возможность покаяния, и Божия помощь в исправлении. Желай доброго, оступился – кайся перед Богом, молись, проси помощи и укрепления на праведном пути. А горький опыт пусть станет учителем. Надеюсь, что вы уже были на исповеди и впредь будете более настойчивы в желании проводить жизнь праведно. Желаю Вам милости Божией и приятного ожидания.
Комментарии
Комментариев нет