Вопрос священнику
15 апреля 2020
Здравствуйте. В связи с ситуацией в Москве, можно ли исповедоваться по телефону? Или онлайн? Если Бог хранит верных, почему болеют священнослужители? Получается, что Тело и Кровь Христа не помогут не заразиться, а наоборот???
Ответил: Протоиерей Сергий Николаев
В случае крайней необходимости можно исповедоваться и по телефону. Если действительно нет иного способа. В смертной опасности, когда не было рядом священника, исповедовались и перед мирянином. Вернее – перед Богом, а мирянин свидетельствовал исповедь и при возможности, позже, доносил ее до священника. А если человек оказывался перед лицом смерти в одиночестве, то исповедовались даже земле. Не в смысле земле – почве, а перед земным миром, как Божиим творением. Божий мир призывался в свидетели исповеди. Но заметьте, подобные допущения имели только одну причину – близкую смерть. Рассматривать телефонную исповедь как некое новое современное удобство, не стоит. Так же, как и церковную службу онлайн (конечно, имеется в виду период, когда храмы открыты для прихожан). Хотя есть люди, которые и в период без пандемии не могут посещать церковную службу, и для них телевизионная версия – большое утешение. Только надо спросить себя и честно ответить: почему я смотрю службу по телевизору? А то есть на эту тему старинная пословица: «Церковь близко, да идти склизко; а кабак хоть далеконько, да иду потихоньку».
Отвечу на второй вопрос. Бог действительно хранит верных. Но тем не менее и верные, и святые умирают. За всю историю человечества всего-то два случая было, когда человек живым был взят на Небо. И болеют верные так же, как и неверные. И онкология, и диабет, и инфаркты с инсультами. А какие мучения порой выпадают на долю верных! Из двенадцати апостолов только Иоанн Богослов умер своей смертью. Все остальные были убиты за проповедь Евангелия. Среди христианских святых мученики составляют большинство. Русское духовенство пополнило этот сонм в двадцатом веке. Соловки, застенки ЧК, Бутовский полигон. Это все были верные Богу люди. Их жизнь и смерть – свидетельство Евангельских слов: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28). Божия забота о нас не всегда в благополучном существовании, не в отсутствии скорбей, болезней, трудностей. Иногда она проявляется совсем иначе. Божия забота – о душе, о ее спасении. Если говорить о священнослужителях, то они болеют так же, как и все люди, здесь нечему удивляться. Разве что той некорректной форме, в которой иногда подается информация об этом в интернете.
Что касается Причастия, в том смысле, что оно не помогает против вируса, «а наоборот», то напомню Вам слова апостола Павла. Обращаясь к жителям Коринфа, он призывает их быть внимательным при причащении: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. (1 Кор. 11, 27-30).
Видите, Апостол говорит, что, недостойно причастившись, можно и заболеть, и даже умереть, причем без участия коронавируса. Апостол напоминает нам о духовной гигиене при причащении. В этом смысле можно вспомнить Тайную Вечерю – прообраз Евхаристии. Иуда Искариот участвует в трапезе наравне со всеми апостолами и получает кусок из рук Учителя. И это тот человек, тот Иуда, который накануне предложил первосвященникам предать Иисуса, причем за деньги, согласившись на плату в 30 сребреников! Все помнят, что произошло с предателем дальше. Поистине, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11, 29). Бояться следует греха, а не вируса.
Отвечу на второй вопрос. Бог действительно хранит верных. Но тем не менее и верные, и святые умирают. За всю историю человечества всего-то два случая было, когда человек живым был взят на Небо. И болеют верные так же, как и неверные. И онкология, и диабет, и инфаркты с инсультами. А какие мучения порой выпадают на долю верных! Из двенадцати апостолов только Иоанн Богослов умер своей смертью. Все остальные были убиты за проповедь Евангелия. Среди христианских святых мученики составляют большинство. Русское духовенство пополнило этот сонм в двадцатом веке. Соловки, застенки ЧК, Бутовский полигон. Это все были верные Богу люди. Их жизнь и смерть – свидетельство Евангельских слов: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28). Божия забота о нас не всегда в благополучном существовании, не в отсутствии скорбей, болезней, трудностей. Иногда она проявляется совсем иначе. Божия забота – о душе, о ее спасении. Если говорить о священнослужителях, то они болеют так же, как и все люди, здесь нечему удивляться. Разве что той некорректной форме, в которой иногда подается информация об этом в интернете.
Что касается Причастия, в том смысле, что оно не помогает против вируса, «а наоборот», то напомню Вам слова апостола Павла. Обращаясь к жителям Коринфа, он призывает их быть внимательным при причащении: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. (1 Кор. 11, 27-30).
Видите, Апостол говорит, что, недостойно причастившись, можно и заболеть, и даже умереть, причем без участия коронавируса. Апостол напоминает нам о духовной гигиене при причащении. В этом смысле можно вспомнить Тайную Вечерю – прообраз Евхаристии. Иуда Искариот участвует в трапезе наравне со всеми апостолами и получает кусок из рук Учителя. И это тот человек, тот Иуда, который накануне предложил первосвященникам предать Иисуса, причем за деньги, согласившись на плату в 30 сребреников! Все помнят, что произошло с предателем дальше. Поистине, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11, 29). Бояться следует греха, а не вируса.
Комментарии
Комментариев нет