Вопрос священнику
12 июля 2023
Мне 23 года, я инвалид. Родители меня никуда не пускают, в социальные сети тоже, оберегают меня… Я учился в интернате до шестого класса, потом перешёл на домашнее обучение. Друзей у меня нет, и мне очень одиноко. Помолитесь, пожалуйста…
Ответил: Протоиерей Сергий Николаев
Хоть явного вопроса в этом обращении и нет, есть только просьба помолиться, однако невысказанный и очень насущный вопрос читается. Думается, что ты простишь мне, что стану обращаться к тебе на «ты», ведь я в три раза старше тебя. Тебе непросто живется, особенно тяжело от вынужденного одиночества, невозможности общения. От несамостоятельности. Это действительно – нелегкий крест. Судя по тому, что ты просишь помолиться о себе, ты человек верующий. Знающий Бога и надеющийся на Его силу и милосердие, на силу молитвы. А значит, ты понимаешь, что одиночество твое не есть абсолютное, неизбывное несчастье, не повод к гибельной печали и унынию, но особый жизненный путь. Вообще, верующий в Бога человек не может быть действительно одиноким. Ведь Господь всегда с нами и не оставляет нас ни на минуту. Я с вами во все дни, до скончания века (Мф. 28, 20) – обещал Он. Если человек помнит о Боге, молится Ему, старается, по возможности, познавать Его, быть ближе к Нему, то такому человеку постепенно открывается и Божие присутствие в мире, и Божие участие в его жизни. И, конечно, смягчается боль личного человеческого одиночества, которая, в той или иной мере, присутствует в каждой человеческой судьбе. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам (Иак. 4, 8) – сказано у Апостола. Но как приблизиться? Этому учит Церковь через Священное Писание и Священное Предание, слова и писания святых отцов и церковных авторов, через церковную жизнь. А главная общность с Богом совершается в церковных таинствах. Думается, что ты крещен, но не знаю, посещаешь ли ты богослужения, исповедуешься ли и причащаешься ли. Мама, заботясь о тебе, оберегает тебя от общения, но, возможно, церковное общество не внушает ей такой тревоги, как внешний мир. И она может вместе с тобой участвовать в церковной жизни? Часто мамы непростых детей именно в Церкви, на своих приходах находят лояльное и безопасное общество для своих чад. Хотелось бы, чтобы и в вашей семье было так. В моем многолетнем опыте священника, настоятеля и просто церковного человека есть немало примеров, когда судьбы семей, имеющих детей-инвалидов, изменялись к лучшему через церковную жизнь и благожелательное отношение прихожан. На церковном дворе даже дети не позволяют себе грубости к особенным сверстникам. В этом смысле они взрослеют раньше нецерковных детей. Поговори с мамой об этом. Может быть, ты найдешь общение на церковном приходе. Во всяком случае, у тебя будет отец-духовник, священник, у которого ты будешь исповедоваться и с кем сможешь посоветоваться.
Быть не таким, как все, не иметь возможности общения тяжело, но возможно и в этом положении жить полноценной и радостной жизнью. Английский писатель Стивенсон, тот, что написал знаменитый «Остров сокровищ» и еще не одну яркую оптимистическую приключенческую книгу, был очень болезненным человеком. Все его блистательные фантазии и образы родились не в путешествиях, а в больничной постели. Правда, для этого нужно было много читать. Хорошие книги могут во многом нам заменить и личный опыт, и личное общение. Говорят, что одни из последних слов, сказанных перед смертью А.С. Пушкиным, были обращены к книгам. «Прощайте, друзья» -- сказал поэт, глядя на книжные полки.
Там, где человек не может телесно следовать своим интересам и желаниям, он может им следовать душевно. Но о душе следует заботиться и развивать ее. Прислушиваться к ней. Ведь она – самое главное в человеке, самое ценное. И самое сильное. В русской литературе есть особенно трогательный и близкий русскому сознанию образ. Это Тургеневская Лукерья из рассказа «Живые мощи», он входит в сборник «Записки охотника». Через сто лет после выхода в печать Тургеневского сборника архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) посвятил образу девушки Луши вдохновенный очерк. Несколько отрывков из него, думаю, тебе будет интересно и полезно прочесть. Хотя неплохо бы сначала прочесть или вспомнить и сам рассказ.
«Я хочу сейчас остановиться на важнейшей стороне этого рассказа, которую можно было бы назвать откровением души или торжеством бессмертного в смертном, торжеством человечности человека.
Безнадежно больная девушка Лукерья лежит почти без движения в малом деревенском сарайчике, куда ставят ульи на зиму. Там ее случайно находит Тургенев. Он знал раньше Лукерью красавицей, невестой… Оказывается, она перед самой свадьбой своей упала, что-то повредилось в ней, и доктора не помогли: и вот ее положили в сарайчик. Телом своим Лукерья так высохла и потемнела, что в деревне прозвали ее «живыми мощами».
Казалось бы, и сознание ее должно было бы “определиться” этим бытием: так же почернеть и высохнуть, -- если думать материалистически… Однако этого совсем не произошло, а получилось обратное тому, как нередко происходит с русскими людьми в опровержение материалистической философии, по которой материальное бытие должно всегда определять сознание человека. …
Тело Лукерьи почернело, а душа – просветлела и приобрела особенную чуткость в восприятии мира и правды высшего, сверхмирного бытия… Тургенев стоял пораженный тем, что он увидел: “Возможно ли? Эта мумия – Лукерья, первая красавица во всей нашей дворне, – высокая, белая, румяная – хохотунья, плясунья, певунья!” …Седьмой год лежит Лукерья, летом в плетушке этой, а как холодно станет, относят ее в предбанник. “Кто же за тобой ходит? Присматривает кто?” “А добрые люди здесь есть тоже, -- отвечает Лукерья. – Меня не оставляют. Да и ходьбы за мной не много. Есть-то, почитай, что не ем ничего, а вода – вон она в кружке-то: всегда стоит припасенная, чистая ключевая вода. До кружки-то я сама дотянуться могу: одна рука у меня еще действовать может”. …“И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья?” – “А что будешь делать?.. Сперва очень томно было, а потом привыкла, обтерпелась – ничего; иным еще хуже бывает”. Тургенев удивился тому, что она думает о тех, кому хуже. Обычно ведь люди думают о тех, кому лучше, и мучаются ропотом, завистью. …Но вот живет Лукерья, человек материально более бедный и обездоленный, чем все пролетарии мира. И не определяется душа ее злом. Не проклинает, а благословляет она творение. “У иного и пристанища нет, – поясняет Лукерья, – а иной слепой и глухой. А я, слава Богу, вижу и прекрасно все слышу. И запах я всякий чувствовать могу, самый какой ни на есть слабый! Гречиха в поле зацветет или липа в саду – мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу. Лишь бы ветерком оттуда пахнуло. Нет, что Бога гневить? – многим хуже бывает. Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может… Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать, да и говорит: тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем состоянии грех совершить можешь? – Но я ему ответила: а мысленный грех, батюшка?” – Образ подлинной праведницы, сильного духом русского человека встает в этом безыскусственном правдивом образе Лукерьи. Художник не только выразил жизнь в ее последней тайне, он открыл человеческую бессмертную душу, не зависящую в своей глубине ни от чего внешнего, ни от каких материальных или экономических условий».
И это не просто художественный образ, субъективный взгляд писателя. Образ этот объективен и жизненен. Может быть, ты слышал о святой блаженной Матроне Московской. Она жила относительно недавно, в прошлом веке. Родилась она слепой, и мать хотела от нее отказаться. Но все же оставила девочку в семье. Житие Матроны ты можешь найти в интернете. Но что важно: не зная поддержки и любви в семье, не умея читать, не видя и не зная окружающего мира, она своим терпением и беззлобием стяжала себе от Бога благодать действенной молитвы и рассуждения. К ней обращались за помощью люди и здоровые, и не бедные. И она, немощная и нищая, помогала им. И после ее смерти москвичи ходили помолиться на ее могилку. Там они обращались к праведнице со своими просьбами. И она так же помогала. Сегодня желающие помолиться у ее мощей отстаивают немалые очереди. И получают помощь. Ведь к сухому колодцу за водой не ходят.
Блаженная Матрона Анемьясевская также родилась инвалидом детства. Она не могла даже сидеть. В официальном деле НКВД, по которому ее арестовали и судили, она названа «выродком» и «уродом». Однако и она неизменным терпением своего положения никому не нужной нахлебницы в семье, терпением своего физического недостатка (она так же, как Лукерья, лежала подальше от глаз, в сарайчике) получила от Господа дар рассуждения и молитвы и помогла многим людям, к ней обращавшимся. Около храма, в котором я служу, похоронена монахиня Евфросинья (Хрулькова). Ее судьба похожа на судьбы этих женщин. Также инвалид детства, ненужный ребенок. Но Евфросинья могла кое-как передвигаться, как говорят, «на карачках», почти сидя. Она рано прилепилась сердцем к Богу, к Его Церкви, чудесным образом попала в монастырь, стала монахиней. Когда обитель закрыли, вернулась в родную деревню. Тяжелые жизненные испытания без ропота на Бога и людей, опыт молитвы и послушания Церкви сформировали Евфросинью как сильную духовную личность. К ней потянулись люди с просьбой помолиться или дать жизненный или духовный совет. Она умерла в 1968 году, но и по сей день на ее могилку приходят и приезжают помолиться самые разные люди, даже вовсе не знавшие ее, но слышавшие о ее помощи. Пусть тебе жизнь этих праведниц, от рождения лишенных самых простых человеческих возможностей, родственного и дружеского общения, послужит примером и утешением.
А еще посоветую тебе и самому молиться. Обращаться к Господу, как умеешь, своими словами. Просить Его о том, что считаешь нужным, добавляя к своим просьбам еще одну: «Впрочем, не моя воля, но Твоя да будет». Или: «Но не чего я хочу, а чего Ты, Господи». Эти слова добавлял Иисус, обращаясь с молитвенной просьбой к Богу Отцу. Смотри Евангелие: (Лк. 22, 42) и (Мк. 14, 36).
Быть не таким, как все, не иметь возможности общения тяжело, но возможно и в этом положении жить полноценной и радостной жизнью. Английский писатель Стивенсон, тот, что написал знаменитый «Остров сокровищ» и еще не одну яркую оптимистическую приключенческую книгу, был очень болезненным человеком. Все его блистательные фантазии и образы родились не в путешествиях, а в больничной постели. Правда, для этого нужно было много читать. Хорошие книги могут во многом нам заменить и личный опыт, и личное общение. Говорят, что одни из последних слов, сказанных перед смертью А.С. Пушкиным, были обращены к книгам. «Прощайте, друзья» -- сказал поэт, глядя на книжные полки.
Там, где человек не может телесно следовать своим интересам и желаниям, он может им следовать душевно. Но о душе следует заботиться и развивать ее. Прислушиваться к ней. Ведь она – самое главное в человеке, самое ценное. И самое сильное. В русской литературе есть особенно трогательный и близкий русскому сознанию образ. Это Тургеневская Лукерья из рассказа «Живые мощи», он входит в сборник «Записки охотника». Через сто лет после выхода в печать Тургеневского сборника архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) посвятил образу девушки Луши вдохновенный очерк. Несколько отрывков из него, думаю, тебе будет интересно и полезно прочесть. Хотя неплохо бы сначала прочесть или вспомнить и сам рассказ.
«Я хочу сейчас остановиться на важнейшей стороне этого рассказа, которую можно было бы назвать откровением души или торжеством бессмертного в смертном, торжеством человечности человека.
Безнадежно больная девушка Лукерья лежит почти без движения в малом деревенском сарайчике, куда ставят ульи на зиму. Там ее случайно находит Тургенев. Он знал раньше Лукерью красавицей, невестой… Оказывается, она перед самой свадьбой своей упала, что-то повредилось в ней, и доктора не помогли: и вот ее положили в сарайчик. Телом своим Лукерья так высохла и потемнела, что в деревне прозвали ее «живыми мощами».
Казалось бы, и сознание ее должно было бы “определиться” этим бытием: так же почернеть и высохнуть, -- если думать материалистически… Однако этого совсем не произошло, а получилось обратное тому, как нередко происходит с русскими людьми в опровержение материалистической философии, по которой материальное бытие должно всегда определять сознание человека. …
Тело Лукерьи почернело, а душа – просветлела и приобрела особенную чуткость в восприятии мира и правды высшего, сверхмирного бытия… Тургенев стоял пораженный тем, что он увидел: “Возможно ли? Эта мумия – Лукерья, первая красавица во всей нашей дворне, – высокая, белая, румяная – хохотунья, плясунья, певунья!” …Седьмой год лежит Лукерья, летом в плетушке этой, а как холодно станет, относят ее в предбанник. “Кто же за тобой ходит? Присматривает кто?” “А добрые люди здесь есть тоже, -- отвечает Лукерья. – Меня не оставляют. Да и ходьбы за мной не много. Есть-то, почитай, что не ем ничего, а вода – вон она в кружке-то: всегда стоит припасенная, чистая ключевая вода. До кружки-то я сама дотянуться могу: одна рука у меня еще действовать может”. …“И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья?” – “А что будешь делать?.. Сперва очень томно было, а потом привыкла, обтерпелась – ничего; иным еще хуже бывает”. Тургенев удивился тому, что она думает о тех, кому хуже. Обычно ведь люди думают о тех, кому лучше, и мучаются ропотом, завистью. …Но вот живет Лукерья, человек материально более бедный и обездоленный, чем все пролетарии мира. И не определяется душа ее злом. Не проклинает, а благословляет она творение. “У иного и пристанища нет, – поясняет Лукерья, – а иной слепой и глухой. А я, слава Богу, вижу и прекрасно все слышу. И запах я всякий чувствовать могу, самый какой ни на есть слабый! Гречиха в поле зацветет или липа в саду – мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу. Лишь бы ветерком оттуда пахнуло. Нет, что Бога гневить? – многим хуже бывает. Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может… Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать, да и говорит: тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем состоянии грех совершить можешь? – Но я ему ответила: а мысленный грех, батюшка?” – Образ подлинной праведницы, сильного духом русского человека встает в этом безыскусственном правдивом образе Лукерьи. Художник не только выразил жизнь в ее последней тайне, он открыл человеческую бессмертную душу, не зависящую в своей глубине ни от чего внешнего, ни от каких материальных или экономических условий».
И это не просто художественный образ, субъективный взгляд писателя. Образ этот объективен и жизненен. Может быть, ты слышал о святой блаженной Матроне Московской. Она жила относительно недавно, в прошлом веке. Родилась она слепой, и мать хотела от нее отказаться. Но все же оставила девочку в семье. Житие Матроны ты можешь найти в интернете. Но что важно: не зная поддержки и любви в семье, не умея читать, не видя и не зная окружающего мира, она своим терпением и беззлобием стяжала себе от Бога благодать действенной молитвы и рассуждения. К ней обращались за помощью люди и здоровые, и не бедные. И она, немощная и нищая, помогала им. И после ее смерти москвичи ходили помолиться на ее могилку. Там они обращались к праведнице со своими просьбами. И она так же помогала. Сегодня желающие помолиться у ее мощей отстаивают немалые очереди. И получают помощь. Ведь к сухому колодцу за водой не ходят.
Блаженная Матрона Анемьясевская также родилась инвалидом детства. Она не могла даже сидеть. В официальном деле НКВД, по которому ее арестовали и судили, она названа «выродком» и «уродом». Однако и она неизменным терпением своего положения никому не нужной нахлебницы в семье, терпением своего физического недостатка (она так же, как Лукерья, лежала подальше от глаз, в сарайчике) получила от Господа дар рассуждения и молитвы и помогла многим людям, к ней обращавшимся. Около храма, в котором я служу, похоронена монахиня Евфросинья (Хрулькова). Ее судьба похожа на судьбы этих женщин. Также инвалид детства, ненужный ребенок. Но Евфросинья могла кое-как передвигаться, как говорят, «на карачках», почти сидя. Она рано прилепилась сердцем к Богу, к Его Церкви, чудесным образом попала в монастырь, стала монахиней. Когда обитель закрыли, вернулась в родную деревню. Тяжелые жизненные испытания без ропота на Бога и людей, опыт молитвы и послушания Церкви сформировали Евфросинью как сильную духовную личность. К ней потянулись люди с просьбой помолиться или дать жизненный или духовный совет. Она умерла в 1968 году, но и по сей день на ее могилку приходят и приезжают помолиться самые разные люди, даже вовсе не знавшие ее, но слышавшие о ее помощи. Пусть тебе жизнь этих праведниц, от рождения лишенных самых простых человеческих возможностей, родственного и дружеского общения, послужит примером и утешением.
А еще посоветую тебе и самому молиться. Обращаться к Господу, как умеешь, своими словами. Просить Его о том, что считаешь нужным, добавляя к своим просьбам еще одну: «Впрочем, не моя воля, но Твоя да будет». Или: «Но не чего я хочу, а чего Ты, Господи». Эти слова добавлял Иисус, обращаясь с молитвенной просьбой к Богу Отцу. Смотри Евангелие: (Лк. 22, 42) и (Мк. 14, 36).
Комментарии
Комментариев нет