Вопрос священнику
10 февраля 2016
Батюшка, здравствуйте. Помогите разобраться, после сметри душа уже не имеет возможности покаяться, и лишается возможности что-то творить., т.е получается она становится без воли, без возможности действовать (молиться, благодарить, славословить и т.д.)? Или я не правильно понимаю? Объясните пожалуйста.
Ответил: Протоиерей Сергий Николаев
После смерти души, по своему состоянию, определяются частным судом или к блаженству, или к мучению. И пребывают так до окончательного, так называемого, Страшного Суда. После разлучения с телом душа осознает и помнит все более полно, чем в соединении с ним. Она, наконец, находится в трезвом состоянии, и способна увидеть свои грехи и свое истинное состояние. После смерти душа получает возможность увидеть весь духовный загробный мир, и находит в нем свое место, то, до которого она духовно доросла в земной жизни. Душа, находясь вне тела, с увеличенною силою продолжает развивать в себе те качества, которые она приобрела в земной жизни. То есть праведники утвердятся в добродетелях и преданности святой воле Бога, а нераскаянные грешники – в нечестии и раздражении против Бога. Душа после смерти не остается праздной. Душа праведника своим просвещенным умом будет созерцать не постигнутые при жизни Божественные тайны. Проникать в дело нашего искупления, совершенное Сыном Божиим, и в великой радости славословить Бога.
Душам нечестивым предстоит другое. В Евангелии есть притча о человеке, пришедшем на пир не в брачной одежде (см. Мф. 22, 11-14). Это – символ души. Человеку дана была возможность прийти на Божий пир (в Царство Божие) в чистой праздничной одежде, но он пренебрег этой возможностью, не позаботился о своей душе. Что ждет такую душу? Тогда сказал царь слугам своим: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22, 13). Тьма внешняя – это ад, то есть место, удаленное от Бога. Человеку связывают руки и ноги, и тем лишают его возможности что-либо изменить в своей загробной участи. Такая душа не вольна в себе. Она может иметь желания и заботы, как мы видим из притчи о умершем богаче и бедном Лазаре. Богач пребывает в адских мучениях, и видит окончившего земной путь Лазаря, который находится вместе с праведниками, он просит праведного Авраама послать Лазаря к своим братьям, засвидетельствовать о его ужасной загробной участи, чтобы и они не пришли в это место мучения (Лк. 16, 28). Казалось бы, грешная душа хочет оказать милосердие близким, сделать добро. Но лишена и этой возможности. Перечитайте притчу в Евангелии от Луки, глава 16. Душа в этом положении бессильна. И что уж говорить о молитве. Молитва есть творческий акт. А без Бога (вне Бога, во тьме внешней) человек не может творить ничего. Об этом Сам Спаситель говорит нам: Ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).
Душам нечестивым предстоит другое. В Евангелии есть притча о человеке, пришедшем на пир не в брачной одежде (см. Мф. 22, 11-14). Это – символ души. Человеку дана была возможность прийти на Божий пир (в Царство Божие) в чистой праздничной одежде, но он пренебрег этой возможностью, не позаботился о своей душе. Что ждет такую душу? Тогда сказал царь слугам своим: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22, 13). Тьма внешняя – это ад, то есть место, удаленное от Бога. Человеку связывают руки и ноги, и тем лишают его возможности что-либо изменить в своей загробной участи. Такая душа не вольна в себе. Она может иметь желания и заботы, как мы видим из притчи о умершем богаче и бедном Лазаре. Богач пребывает в адских мучениях, и видит окончившего земной путь Лазаря, который находится вместе с праведниками, он просит праведного Авраама послать Лазаря к своим братьям, засвидетельствовать о его ужасной загробной участи, чтобы и они не пришли в это место мучения (Лк. 16, 28). Казалось бы, грешная душа хочет оказать милосердие близким, сделать добро. Но лишена и этой возможности. Перечитайте притчу в Евангелии от Луки, глава 16. Душа в этом положении бессильна. И что уж говорить о молитве. Молитва есть творческий акт. А без Бога (вне Бога, во тьме внешней) человек не может творить ничего. Об этом Сам Спаситель говорит нам: Ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).
Комментарии
Комментариев нет