Вопрос священнику
05 октября 2023
Богатство не грех, а грех ли роскошь? Ведь можно быть богатым и не жить в роскоши? Зачем нужна роскошь не в храме? Ведь добродетель в раздаче роскоши нуждающимся, разве не так?
Ответил: Протоиерей Сергий Николаев
Слово роскошь имеет несколько значений. Это может быть и великолепие чего-нибудь, то есть нечто выходящее за рамки привычной красоты, яркости, богатства, в том числе и природного. Роскошной можно назвать редкостную архитектуру дворца или его обстановку, убранство. Роскошным может быть замечательно спланированный парк или природный вид. Моя бабушка, глядя на яркий закат, часто употребляла именно это слово: «Какая роскошь!» То же она могла сказать, увидев обильно осыпанный сизыми ягодами черничник: «Какая роскошь!» Но Вас, должно быть, заботит другая роскошь. Та, которую определяют, как излишество в жизненных удобствах и удовольствиях. Излишество. Излишество благ. Стремление к излишеству жизненных благ – давнишняя болезнь человечества. Нашим прародителям Адаму и Еве было дано все для счастливой жизни. Но им захотелось большего. И это большее принесло с собой смерть. Сейчас болезнь роскошью особенно обострилась. А ведь когда-то наши соотечественники относились к роскоши совсем иначе. «Презирайте роскошь; она сама по себе недостойна людей разумных, а нас она сделала бы данниками других народов», – предостерегал церковный публицист и богослов А.С. Хомяков (1804-1860). «Русский человек более золотой парчи придворного уважает лохмотья юродивого. Роскошь проникла в Россию, но как зараза от соседей. В ней извинялись, ей поддавались, как пороку, всегда чувствуя ее незаконность, не только религиозную, но и нравственную и общественную», – отмечал И. Киреевский.
Роскошь есть зло, которое способно расслабить не только человека, но и само государство. Это негативное влияние роскоши признавалось еще в языческом мире, в различных цивилизациях и обществах. Во многих обществах роскошь регламентировалась либо на уровне государственных постановлений, либо религиозными ограничениями, моральными нормами или общественными правилами. В России, например, когда-то личные дома не могли быть выше церковного здания. Была оговорена разница дворянской и купеческой упряжки. А отношение к личному богатству выражалось в народной пословице: «Богатым злато – бедных ради». То есть, во всяком богатстве есть (обязательно существует) некий излишек, который нужно отдать. «В Римской империи считалось неприличным одеваться богато и жить в роскоши – это положение изменилось, когда в богачи стали выходить люди из низов и вольноотпущенники». Роскошь и погубила великую цивилизацию. «Роскошь или духовное мещанство было одним из сильнейших ядов, разлагавших античную цивилизацию. Ее наследниками оказались совершенно некультурные варвары» (С. Булгаков). Святитель Иоанн Златоуст видел в богатстве два зла. Одно – это то, что оно требует непрестанной заботы, что, в свою очередь, сокрушает и омрачает жизнь человека. А «другое расслабляет – это есть роскошь».
Быть богатым и не жить в роскоши вполне можно. И есть люди, которые так и живут. Есть благотворители, которые строят храмы, школы, больницы. Кто-то содержит храм, школу, больницу, небольшой городской зоопарк, святой источник. Средства благотворителей сегодня участвуют в СВО. А еще в концертах, в кинематографе, в городских и сельских праздниках. Так что богатство и добродетель вполне совместимы. Их союз когда-то очень приветствовал святитель Иоанн Златоуст. Если среди богатых людей есть верующие (а они точно есть), то значит, есть и люди, стремящиеся к духовному здоровью, которые однажды в своей жизни повторят за К.С. Льюисом: «Да, в роскоши есть что-то жуткое, и здравая душа человеческая всегда это чуяла».
Роскошь есть зло, которое способно расслабить не только человека, но и само государство. Это негативное влияние роскоши признавалось еще в языческом мире, в различных цивилизациях и обществах. Во многих обществах роскошь регламентировалась либо на уровне государственных постановлений, либо религиозными ограничениями, моральными нормами или общественными правилами. В России, например, когда-то личные дома не могли быть выше церковного здания. Была оговорена разница дворянской и купеческой упряжки. А отношение к личному богатству выражалось в народной пословице: «Богатым злато – бедных ради». То есть, во всяком богатстве есть (обязательно существует) некий излишек, который нужно отдать. «В Римской империи считалось неприличным одеваться богато и жить в роскоши – это положение изменилось, когда в богачи стали выходить люди из низов и вольноотпущенники». Роскошь и погубила великую цивилизацию. «Роскошь или духовное мещанство было одним из сильнейших ядов, разлагавших античную цивилизацию. Ее наследниками оказались совершенно некультурные варвары» (С. Булгаков). Святитель Иоанн Златоуст видел в богатстве два зла. Одно – это то, что оно требует непрестанной заботы, что, в свою очередь, сокрушает и омрачает жизнь человека. А «другое расслабляет – это есть роскошь».
Быть богатым и не жить в роскоши вполне можно. И есть люди, которые так и живут. Есть благотворители, которые строят храмы, школы, больницы. Кто-то содержит храм, школу, больницу, небольшой городской зоопарк, святой источник. Средства благотворителей сегодня участвуют в СВО. А еще в концертах, в кинематографе, в городских и сельских праздниках. Так что богатство и добродетель вполне совместимы. Их союз когда-то очень приветствовал святитель Иоанн Златоуст. Если среди богатых людей есть верующие (а они точно есть), то значит, есть и люди, стремящиеся к духовному здоровью, которые однажды в своей жизни повторят за К.С. Льюисом: «Да, в роскоши есть что-то жуткое, и здравая душа человеческая всегда это чуяла».
Комментарии
Комментариев нет