Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Целомудрие - залог здоровья будущих детей

23.09.13

В современном обществе перед людьми, выбравшими профессию гинеколога, стоит ряд сложных морально-этических вопросов. Каждый врач решает для себя сам — будет ли он плыть по течению, угождая разврату и безразличию, или жить по еванглеьским заповедям, творя добро и стремясь приносить людям радость. Об этом мы беседуем с кандидатом медицинских наук, акушером-гинекологом одного из родильных домов калужской области Николаем Петровичем Ячменевым.

Многие верующие женщины в случае беременности или заболевания сразу ищут именно православного гинеколога, столкнувшись в свое время с непониманием и грубостью в районных женских консультациях. Правильно ли это?

Я не совсем понимаю саму формулировку «православный врач», «православный гинеколог», «православный юрист», «православный учитель». Каждый специалист должен работать по совести. Как говорил святитель Тихон Задонский, совесть — это Божий глас, который звучит внутри нас. Возможно, специалист с православным мировоззрением более правильно относится к своим обязанностям, но совершенно не факт, что он имеет больший опыт и квалификацию, чем его светский коллега.


Порой у женщины во время беременности возникают различные искушения, потому что процесс вынашивания младенца иногда сопряжен с осложнениями и стрессами. И она пускается на поиски «идеального доктора». Но как сказано в Библии: Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38, 12). Здесь важно понимать, что Господь через врачей, как бы они к вам ни относились, может вас исцелить, поэтому вам в этом вопросе необходимо проявить определенное смирение и мудрость.

Почему именно в профессии гинеколога так много расхождений с православным вероучением?

Корни этого явления достаточно глубоки. Советский Союз — это первое государство, которое официально разрешило аборты. В Российской империи врачи их просто не умели делать. Только с 1912 года начали проводиться конференции, где стали говорить, что когда матери грозит смерть, беременность можно прервать. Но это не находило отклика в обществе. К сожалению, ленинским декретом в 1922 году было официально разрешено делать аборты, то есть акушеров-гинекологов «наградили» этой обязанностью. Многие врачи идут на убийство нерожденных детей против своей воли, а другие — «люди в белых халатах» — даже не понимают, что это тяжелейшее преступление. Мой совет православным женщинам: не стесняйтесь говорить в женских консультациях, что аборт — это преступление, прямо так и заявляйте: «Я на него не пойду, ребенка убивать не буду!» Тем самым вы будете свидетельствовать и о Боге. Делайте Божие дело, и Господь не оставит вас.

В западных странах, где не запрещены аборты, существуют специальные абортарии, они располагаются отдельно. Женщина, которая имеет желание убить своего ребенка, не входит в контакт с женщинами, которые находятся на сохранении беременности. Эта практика, к сожалению, сейчас в России не наблюдается. То есть в одной и той же палате лежит будущая мама, которая сохраняет беременность, и женщина, прерывающая беременность. А ведь это дополнительный стресс для той, кто всеми силами пытается выносить ребенка. Итак, убийство человека, будем вещи называть своими именами, вменили в обязанность врачам. С одной стороны, государство поддерживает рождаемость, а с другой — не защищает самых беззащитных, которые пока находятся в материнской утробе. В идеале врачи не должны делать аборты вообще. Поэтому наши усилия должны быть направлены на искоренение этой язвы.

Сейчас в православной среде много споров на тему, связаны ли наследственные болезни с передачей греха. Что Вы думаете по этому поводу?

С позиции акушера-гинеколога могу ответить на этот вопрос так. Сейчас в обществе распространен промискуитет (беспорядочные половые связи — ред.). Многие люди даже в браке не соблюдают определенные нравственные принципы, не говоря уже о Евангельских заповедях. Отсюда — распространение разнообразных половых инфекций. А откуда они появились? Например, известно, что возбудители урогенитальных инфекций, таких, как хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз, впервые были выявлены у мелкого рогатого скота. К человеку они «прицепились» еще в далеком прошлом через тяжелейший грех — скотоложство. Сразу оговорюсь, что позиции научных школ по вопросу отношения к этим инфекциям могут отличаться, одни считают наличие хламидий, мико- и уреаплазмы в организме человека вариантом нормы, а другие — патологией. Но факт остается фактом — урогенитальные инфекции вызывают проблемы с деторождением в виде угрозы прерывания беременности или патологии развития плода, вплоть до врожденных пневмоний.

По сути, эти инфекции — наказание за грех?

Совершенно верно. С одной стороны, это наказание за грех, с другой — Господь, видимо, таким образом приводит к Себе, призывая к покаянию.

В настоящее время перед нами возникает дилемма: с одной стороны, мы имеем возможность сохранить беременность в тех случаях, которые раньше закончились бы выкидышем. С другой стороны, когда ученые исследовали, в конце концов, прервавшиеся беременности, то обнаружилось: в 90% случаев плоды были с наследственными аномалиями. Если попробовать выяснить причину такого самопроизвольного аборта, то любой грамотный врач, в первую очередь, посоветует обследоваться на урогенитальную инфекцию. Откуда она берется, мы уже говорили — тот же блуд, если называть вещи своими именами, либо скотоложство, последствия которого передаются уже не одно поколение.

Вот почему так важно сохранять свое девство. И речь здесь идет не только о физическом и духовном здоровье. Ведь девство, помимо нравственного, имеет и определенное психологическое значение. Когда люди, начиная совместную жизнь, отталкиваются от одной «платформы», то вероятность сохранения их брака достаточно высока.

Под предлогом борьбы со СПИДом по телевидению идет реклама, которая убеждает молодое поколение, что якобы от всяких негативных последствий спасет презерватив. Получается, что это очередной миф, потому что спасает только целомудрие?

Полностью согласен. Нужно понимать: фармацевтический бизнес — на третьем месте по доходности после торговли оружием и наркотиками. Поэтому идет мощное информационное воздействие на человека, формирующее его установки, что якобы от всего можно предохраниться. К тому же, нужно четко понимать, что презерватив как средство контрацепции лишь в 92–98 случаях из 100 может защитить от беременности. Но в 8 случаях беременность может возникнуть…

Случается, что в секретах половых желез мужчины присутствуют единичные сперматозоиды, и этого бывает достаточно для зачатия. Во-вторых, презерватив не гарантирует непроникновение инфекции, а только снижает вероятность заражения. Есть данные, что различные вирусные инфекции могут проникать через микропоры презерватива. Поэтому говорить, что презерватив на 100% предохраняет, не совсем верно. Просто таким образом производитель старается увеличить уровень своих продаж.

Будучи врачом-гинекологом, как Вы относитесь к жизненной позиции многих многодетных семей «рожать столько, сколько Бог пошлет»?

При такой демографической ситуации, как у нас, я к данной позиции отношусь положительно. Как говорится, Тот, Кто дает детей, даст и на детей. Официальная наука говорит, что от беременностей организм женщины изнашивается, но сейчас есть достаточно много препаратов: витаминных, поливитаминных, препаратов железа и других средств, при помощи которых можно помочь женскому организму восстановиться и благополучно выносить беременность. Если есть возможность полноценного питания, твердая вера и воля, то вполне можно рожать, сколько Бог пошлет.

В воцерковленных семьях есть такое понятие, как естественная контрацепция, когда супруги во время постов стараются воздерживаться от близости. А потом, если женщина кормит грудью, то происходит определенная естественная контрацепция, так называемая лактационная аменорея, то есть отсутствие менструации во время кормления грудью. Но не всегда этот принцип срабатывает: кормящая мать всё-таки может забеременеть. В таком случае могу опять же порекомендовать усиленное питание… Мое мнение, что такие женщины не должны поститься телесным постом и ограничивать себя в скоромном, потому что в белковой пище находится легко усваиваемый полноценный белок, а это — строительный материал для ребенка. Церковные правила послабляют беременным женщинам пост, но мне неоднократно приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда вместо мяса будущая мама ест только молоко и яйца. Думаю, это всё-таки правильно.

Не буду спорить с апостолом Павлом, который говорил, что жена спасется через чадородие. Но также он добавил: Если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15). Безусловно, каждый выбирает для себя сам. Если женщина хочет состояться как мать — пусть беременеет снова и рожает, воспитывая детей вместе с мужем.

Работая в роддоме, Вы постоянно поддерживаете связь со священником, который при необходимости исповедует и причащает будущих мам. Зачастую, благодаря этому, беда отступает… Могли бы Вы привести какой-нибудь яркий пример из своей практики?

Когда я учился в аспирантуре, меня послали в командировку в одну из районных больниц Смоленской области. К нам поступила женщина на сохранение, я диагностировал истмико-цервикальную недостаточность в 17 недель. Необходимо было наложить швы, чтобы сохранить беременность. Но буквально за день до операции началось инфицирование и беременность прервалась. Женщина была в крайне подавленном состоянии: этот выкидыш был у нее уже четвертым, а предшествовали ему два или три аборта… Каково же было мое удивление, когда я, всё еще учась в аспирантуре, через год вновь приехал в ту больницу и встретил эту женщину, вновь беременную. Срок был примерно 12 недель. Ультразвук показал, что плацента находится очень низко, а это противопоказание для наложения швов на шейку матки, из-за большой вероятности прерывания беременности. Вдобавок, все прежние выкидыши у нее сопровождались кровотечением, был бактериальный вагиноз, что также не предвещало ничего утешительного.

Перед операцией я решил серьезно поговорить с ней. «Понимаешь, — сказал я, — операция должна быть успешной. Но всё может пойти не так, и тогда или ты погибнешь, или ребенок, потому что у тебя высокий риск кровотечения. К тому же я рискую своей врачебной репутацией: меня за это могут лишить диплома. Единственный выход, который я вижу: необходимо срочно дойти до исповеди и просить благословения у православного священника. Аборты были? Были. Жалеешь? Жалеешь. Иди на исповедь, ничего не бойся. Никакого поста, я тебе запрещаю как доктор». Она исповедовалась, причастилась и попросила благословения на операцию, я тоже попросил благословения. Операция, слава Богу, прошла хорошо. Однако я подстраховался — наложил два шва. Перед выпиской смотрю: один шов распускается на моих глазах, у меня чуть сердце не остановилось. Это значило, что жизнь плода держалась на одной ниточке. В моей памяти мгновенно всплыли слова из Священного Писания: «…сила Моя совершается в немощи».

И в этот момент мне звонит знакомый батюшка, а женщина спрашивает: «Со мной всё нормально?» С одной стороны, я и ответить ей должен, а с другой и правду сказать нельзя, чтобы там, прямо на кресле, ее беременность не прервалась из-за стресса. И вот этот звонок священника, с которым мы очень дружны, буквально спас меня. Немного успокоившись, я перевел всё в шутку: «Видишь, даже батюшка позвонил, всё нормально». И сказал: «Если хочешь выносить свое дитя, то каждую неделю ты должна быть на исповеди. Но я тебе запрещаю, естественно, во время службы стоять. Только когда будет читаться Евангелие, можно вставать. А дома ты должна лежать». Хотя с точки зрения медицины, мною было опять допущено нарушение: в ее ситуации она должна была находиться в стационаре… Бывает так, что некоторым беременным накладывают швы, и они ходят благополучно до родов. Но это был не тот случай. И женщина, положившись на милость Божию, ходила в храм за полтора километра, исповедовалась, причащалась.

Ради нее я тоже пошел на определенный подвиг. У меня были некоторые проблемы духовного плана, в том числе и определенная зависимость от компьютерных игр. И я дал обет Богу, что освобожусь от этой слабости, лишь бы с беременностью этой пациентки всё было нормально. То есть мы друг для друга уже шли на жертвы. Я очень сильно за эту женщину переживал. Каждые пять дней она мне звонила, сообщала
о своем состоянии. Шла непрестанная борьба за еще не рожденного человека — и у нее, и у меня — с самим собой. Мне неоднократно приходилось каяться по поводу своего маловерия: постоянно преследовали мысли, что этот единственный шов разойдется…

В итоге она родила в день моего рождения, на день памяти святителя Николая Чудотворца. И мне подарок, и ей. Женщина выполнила все медицинские назначения и сделала всё необходимое для себя с духовной точки зрения. То есть здесь имело место сотрудничество Церкви в лице священника и официальной медицины. Слава Богу, благополучно девочка родилась. Это внесло умиротворение в ее семью. Муж, имея золотые руки, был склонен к пьянству. Но после рождения ребенка он изменился в лучшую сторону: реже стал выпивать. Да и мама теперь знает, где искать спасение. А девочка очень подвижная, ей уже четыре года. Родители уговорили меня стать ее крестным. Вот так работа тесно переплелась с моей личной жизнью…

Это лишь один из примеров. Слава Богу, я тогда нашел нужные слова, которые помогли вселить уверенность в эту женщину, и, с Божией помощью, сделать то, что одними человеческими усилиями воплотить в жизнь было невозможно.

Как Вы относитесь к присутствию мужа на родах?

Вопрос очень неоднозначный. Моя точка зрения сугубо индивидуальна. Роды — процесс интимный, в переводе с латинского это слово означает «внутренний». Я считаю, что рядом с роженицей должен находиться, прежде всего, медперсонал.

Традиция совместных родов пришла к нам с Запада. Но следует заметить: как только в Америке начали приглашать мужей на роды, у совместно рожавших пар начались психологические проблемы в интимной сфере. Многие семьи из-за этого разрушались. У мужчины, присутствовавшего при родах, возникала психологическая травма, и он уже не воспринимал свою жену как женщину. Психологическое состояние женщины в родах резко меняется, она может не отдавать себе отчета в своих действиях. Супруг привык видеть жену в одном состоянии, а здесь видит, что она, практически, себя не контролирует…

Я к этой практике отношусь отрицательно, потому что самому довелось быть свидетелем того, как один мужчина снимал роды своей жены на камеру. Было видно, что с ним происходило что-то странное… Даже медперсонал отметил, что «кинооператор» не совсем адекватно воспринимал ситуацию… Мы думали, что еще немного, и ему самому придется оказывать помощь.

В последние годы в женских консультациях беременным женщинам в обязательном порядке на ранних сроках предлагают пройти скрининг-исследование на выявление патологий у плода. Многие православные женщины отказываются от подобного анализа, объясняя это тем, что даже если выяснится, что ребенок с патологией, они всё равно будут его рожать. Расскажите, для чего необходим скрининг, насколько точны проводимые исследования и можно ли в случае заболевания плода что-то предпринять до родов?

Скрининг — это совокупность исследований, направленных на то, чтобы выявить врожденные пороки у плода. Сначала проводится ультразвуковое обследование с 11 по 14 неделю беременности, а затем, приблизительно в 16–17 недель, берутся так называемые анализы на содержание в крови матери β-ХГЧ, α- и фетопротеинов. Эти методы помогают обнаружить наличие патологий у малыша, из которых наиболее распространен синдром Дауна. Но могу сказать, что каждый из анализов, даже если имеются отклонения от нормы, не дает стопроцентной выявляемости порока развития у плода. Если все проведенные исследования и анализы показывают наличие у плода отклонений, то вероятность их наличия у ребенка — 70–80%, то есть из десяти детей двое-трое всё же могут быть здоровы. В клинической практике такие случаи встречались. Стопроцентной гарантии, что ребенок родится больным, нет. Процент рождения здоровых детей даже при плохих показателях достаточно высокий.

Но своим пациенткам я советую сдавать эти анализы. Во-первых, женщина должна быть обследована, во-вторых, узнав о возможной проблеме, то есть рождении ребенка с какими-то отклонениями, мать может прибегнуть к усиленной молитве, а дальше уповать на волю Божию.

Конечно, с точки зрения официальной медицины необходимо предпринимать всё возможное, чтобы рождалось меньше детей с пороками развития. Приказы Минздрава о ранней диагностике врожденных аномалий развития и прерывании «плохих» беременностей направлены как раз на это. Но хочу сказать женщинам, что в любом случае у них есть полное право сохранить беременность. То есть всё зависит от самой женщины. По нашему законодательству врачи женской консультации должны делать всё от них зависящее, чтобы помочь ребенка сохранить. А когда вместо этого они оказывают на женщину давление, направляя ее на аборт, то нарушают и свободу совести пациентки, и закон. Мы должны знать свои права. Но здесь нужно провести какой-то дипломатический ход. Сдавайте спокойно анализы, не отказывайтесь, потому что от консультации тоже требуют, чтобы женщины были обследованы. Сдав анализы, вы не будете провоцировать конфликтную ситуацию, и к вам будет более лояльное отношение. Одно надо знать четко: необходимо всеми силами пытаться сохранить беременность.

Неполноценный плод часто сам погибает внутриутробно и происходит естественный выкидыш. Главное, чтобы всё происходило максимально физиологично, дабы не отягощать совесть смертным грехом.

Скажите, какой совет Вы в первую очередь дали бы будущим мамам, может быть, планирующим беременность лишь в далеком будущем?

Здоровье ребенка формируется, в первую очередь, когда он находится внутри мамы. И, чтобы беременность протекала благополучно, необходимо поддержание не только душевного, но и духовного здоровья. А при соблюдении душевного и духовного здоровья укрепляется и здоровье телесное. Если девочка начинает жить половой жизнью в 13–15 лет, то вероятность рождения здорового ребенка у нее крайне низкая. Появление на свет полноценного малыша в таком случае возможно, в основном, только по милости Божией в ответ на исповедь матери или по особому Божиему усмотрению. Воспалительные процессы, которые происходят при беспорядочной половой жизни, приводят к урогенитальным инфекциям, нарушающим течение беременности. Поэтому целомудрие — единственная панацея от проблем с будущими детьми как по части телесного, так и духовного здоровья.

Повторюсь, очень благотворное влияние на здоровье женщин оказывает полноценное питание, в том числе прием препаратов железа. Если женщина постится, то прием поливитаминов обязателен: запасы железа истощаются во время поста. Великое благо — Таинства Православной Церкви. Известно, что когда мама причащается, то и ребенок внутри мамы приобщается Тела и Крови Христовой — так устроен женский организм. Господь предусмотрел всё это при сотворении человека. Важно, чтобы женщина как можно чаще во время беременности причащалась, ведь даже менструации, являющейся препятствием причащению, в этот период у нее нет.

Беседовал Андрей Сигутин

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"