Слово на Пасху
Великий сорокадневный праздник Пасхи продолжается. До самого Вознесения мы будем встречать друг друга радостным: «Христос Воскресе!» Радуются все и вся: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово». Даже такая большая «тварь», как солнце — радуется и, как говорят в народе — играет на Пасху. Вот и продавец-мусульманин улыбается: «У вас Христос воскрес. Поздравляю». На столе по утрам лежат крашеные яички, а у кого-то сохранился и кусок пасхального кулича. Еда вкусная, одежда нарядная, погода, какой бы она ни была — прекрасная. А житейские невзгоды, всякая боль телесная и душевная в эти дни заметно тише. Но как мы проводим этот самый долгий и самый главный христианский праздник?
Пасхальную радость мы переживаем по-разному. Кто-то, насладившись пиршеством веры и приняв богатство благодати в пасхальную ночь на торжественной службе, полностью переключается на мирские пиры и мирские радости, в которых ограничивал себя весь пост. Кто-то славно потрудился Великим постом, оживил свою духовную жизнь, и в нем обновился вкус к ней. Он непременно будет на службе и воскресным вечером, а сможет, то и в понедельник придет в храм и пройдет вокруг с крестным ходом. И всю Светлую седмицу, с ее двумя замечательными Богородичными праздниками — Иверской и Живоносный Источник — постарается бывать на службе. Придет он и в субботу, когда закроют Царские врата, стоявшие всю неделю открытыми, а когда раздробят артос, он унесет с собой частицу святого хлеба. А кому-то по сердцу благотворительность. У каждого своя радость.
У праведного Иоанна Кронштадтского есть замечательное пасхальное пожелание: «Да будет радость наша о Воскресении разумна, глубока, свята и деятельна!» Прежде всего, она должна быть разумна — наполнена смыслом. Конечно, вполне осознать истину Воскресения человеческий ум не в силах, перед ней он — просто букашка, но знать основы своей веры вполне доступно для любого ума. Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15) — говорит Апостол и тем побуждает нас к осознанию своего упования — веры. Среди тех, кто недавно, уже в осознанном возрасте пришел в Церковь, есть люди замечательного типа — они спрашивают. Им интересно Православие, интересны таинства, обряды, догматика, множество вопросов вызывает у них Евангельская история. Это не праздновопрошающие, каких тоже немало, но «практические» христиане. Сделав выбор, они хотят правильно жить в Церкви, ищут духовного руководства, им действительно нужно спасение. Встреча с таким человеком — всегда радость для священника. Но есть христиане, не ищущие религиозных знаний, никогда не вопрошающие. «За религию у нас часто принимают неопределенную смесь из детских воспоминаний, сентиментальных чувств, испытываемых иногда в церкви, крашеных яиц и кулича на Пасху» — это о них. Такой «детский» период может быть у каждого человека, но одни вырастают из духовного детства, другие воспринимают его, как истинную взрослость. Когда-то, когда весь русский мир был православным, религиозная истина впитывалась с молоком матери, познавалась в семье и на церковной службе, из домашних и церковных молитв, из привычного быта с чтением и рассказами из Евангелия, житий святых, духовных стихов. Христианство казалось естественным, почти врожденным. Но сегодня таких семей с непрерывной церковной традицией немного. Для большинства наших современников, единственный пример православной жизни — воспоминания о любимой бабушке, ходившей в церковь и приносившей со службы просфоры. Эти воспоминания умилительны, они согревают душу и поддерживают религиозную жизнь, но нужны и знания. Вера от слышания (Рим. 10, 17) — сказано у Апостола. Необходимо читать, слушать, общаться с грамотными верующими людьми, с духовными людьми. Жаль, что даже среди привычных многолетних прихожан можно встретить таких, кто не понимает и не представляет «во что» он верит. А вера должна быть осознанной.
«Да будет радость наша о Воскресении... глубока...» Радость глубока, когда она — часть тебя. Неотделимая часть. Такая радость родится из личного опыта. Опыта молитвы, пройденных искушений, опыта помощи Божией. Опыта богообщения. Замечательную возможность такого опыта дают верующим предваряющие Пасху Великий пост и Страстная седмица. Вы замечали, как наполняются постом храмы? Сколько людей исповедуется и причащается? Что так притягивает их, еще недавно пренебрегавших церковными службами? Не столько традиция, но более — знакомая из практики реальность быть ближе к Богу. Уже само ограничение по плоти и от развлечений дает простор духу человека и роднит его с Богом, Который Сам есть Дух. Постом ноги так и несут в церковь.
Заметим, что кроме обычных, уставных особенностей поста, многие православные еще ставят себе на этот период какую-нибудь личную задачу. Кто-то берется совсем не пить вина, или отказывается от газет-сплетниц, а кто-то старается удерживаться от гнева. Одна девушка спрятала на это время плеер с наушниками, потому что чувствовала зависимость от некой музыки. Постом проще приводить себя «в порядок» — исповедоваться и «исправляться». Это и есть жизнь духа — духовная работа, которую мы совершаем с помощью Божией. Наш драгоценный духовный опыт.
А службы Страстной седмицы, когда мы вспоминаем последние дни жизни Спасителя! Мы переживаем трагические Евангельские события и сочувствуем Его страданиям. Добровольным страданиям истинного Бога, обладающего всей полнотой божественной власти. Наш добровольный пост призван показать, что и мы готовы отказаться от того малого, что в нашей власти. Это наша малая жертва. И она тоже соединяет нас с Господом. Особые службы последней недели невозможно прожить только внешне, просто присутствуя на них. Они настолько проникнуты реальностью, что захватывают всего человека. Оттого и радость его о Воскресении бывает глубока.
Кронштадтский пастырь желает всем святой радости. Святой, то есть — духовной. Конечно, за долгий пост плоть наша соскучилась по вкусненькому — по рыбке, по сыру, мороженому. И это все не возбраняется, а даже приветствуется — ведь на первой пасхальной неделе отменяется пост в среду и пятницу. Пусть и утроба насладится праздником. Однако, не для языческих безудержных пиршеств это время. Первая неделя называется Светлой или Святой. Прежде в России Светлая была нерабочей неделей, но театры и прочие увеселения были закрыты: празднуй, торжествуй, православный мир, но в меру, не забывай, о чем радуешься.
Кто достойно совершил течение поста входит в пасхальную радость новым человеком. И мир он видит иным. Его не привлекает скорое возвращение в мир привычных дел и забот. Для него телесная льгота только добавила удобства бывать на службе, может быть даже поехать в другой храм, монастырь, на престольный праздник. Радость свята, когда мы во всякой своей пусть даже самой житейской радости помним о Господе.
А что такое деятельная радость? Радость, побуждающая к деятельности. Крестная Жертва принесена за всех, значит и за тебя. И тебе «прощение из гроба воссияло». И тебе даровано воскресение, ибо «мертвых нет ни одного». Чем же ты можешь ответить на эти благодеяния? Тоже, по примеру Христа, пожертвовав собой ради кого-то. Отдать свое время, силы, что-то из благоприобретенного, мало ли чем можно пожертвовать. Из Древней Церкви к нам пришел обычай святить пасхальные дни и другие праздники «делами любви христианской», уделяя от имения нуждающимся, посещая и утешая одиноких, больных и заключенных. Когда-то личная благотворительность воспринималась как естественная составляющая христианского праздника. И милостыню в эти дни просили: «Подайте, ради праздника». В царской России на сибирскую каторгу личным иждивением снаряжали целые обозы с продуктами и подарками к Пасхе. Люди бедные носили копеечки и узелки с куличами в местные больницы, богадельни и тюрьмы. Так и говорили: «Навестить больницу, темницу и вдовицу». Чем ни пример? А то еще хороший обычай — прощать долг на Пасху. Верю, что кто-то обрадуется, узнав, что у него есть такая замечательная возможность следовать Христу, Крестной Жертвой искупившему долги рода человеческого.
И еще дело любви христианской — общительность. Мир сегодня нуждается в христианской проповеди. Уж очень люди за время «научного атеизма» одичали. Почему бы не принять у себя или не сходить в эти дни к нецерковным или даже неверующим родственникам, знакомым? Если вы будете к ним любовно-внимательны, не станете особенно поучать и, тем более, спорить, то и они причастятся праздника Воскресения. А дальше — как Бог даст.
Праздник закончится, но останется с нами. И не только в памяти. Весь год, каждую неделю нам даруется пасхальный день — воскресение. И всем, кто в эти пасхальные дни живет разумной, глубокой, святой и деятельной радостью нет надобности с ней расставаться. Она останется с нами до новой Пасхи. А затем встретит нас и в Царстве Небесном.
Комментариев нет