Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      

С Новолетием и Рождеством!

25.12.13

Время — очень важный фактор в жизни человека. Особенно верующего. Наблюдайте дни, месяцы, времена и годы (Гал.4, 10) — говорит Апостол. Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем (Еф. 5, 15–16). Время дано нам, как средство достижения высшей цели жизни каждого христианина — спасения. И пользоваться им нужно мудро. Наверное, потому столь любимый всеми гражданский праздник Новый год не чужд и верующим церковным людям. Это время раздумий и личного отчета самому себе в том, как был прожит уходящий год. Время надежд на то, что грядущий год будет прожит с меньшими потерями и большими приобретениями для души. От нового ожидаешь лучшего. И это ожидание вдохновляет, побуждает распоряжаться будущим временем с большей ответственностью.

Новолетие. Во всех домах уже заменили прошлогодние календари на новые. Каждый выбрал по своим интересам. Там, где живут православные люди, непременно есть церковный календарь. Православный календарь — особенный. Он не просто сообщает нам, какое сегодня число и день недели. Церковный календарь — путеводитель по истории Церкви. Добрый и опытный вожатый, он каждый год ведет нас от праздника к празднику, от события к событию, от судьбы к судьбе. И только постороннему, не имеющему опыта церковной жизни человеку, может показаться, что каждый год, вспоминая те или иные события Евангелия и жизни Церкви, мы радуемся одной и той же радостью, и мысли у нас, по этому поводу, те же самые, что и в прошлые годы. Это совсем не так.
В религиозной жизни нет одинаковых моментов, религиозность — это творчество. Порядок службы и песнопения праздника могут повторяться, но не бывает одинаковых служб. Слова молитв одни и те же, но всякий раз мы произносим их по-новому. Мы можем одеть в православный праздник ту же одежду, что и в прошлом году, но сами — будем иными. Можно приготовить то же праздничное блюдо, пригласить тех же друзей, но застолье непременно пройдет с новым настроением.

Господь неизменен, человек же призван развиваться и совершенствоваться. В работе «Христианин идет вперед» Н. В. Гоголь писал: «Для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик и до самого гроба ученик». Через познание мира, познание себя и познание Бога он постоянно учится жить правильно, или лучше сказать — праведно. Его душа — внутренний человек, по словам Апостола, со дня на день обновляется. Это обновление отражается на всей его жизни и свидетельствует о живой и практической вере. Если же такого обновления нет, то о вере можно сказать, что она мертва.

Еще древние дорогой к мудрости считали познание самого себя. Познание себя — это, в первую очередь, осознание своих недостатков или грехов. А грехи, как мы знаем, есть у всякого человека. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1, 8). Но мало осознать грех. Иногда это ничего не меняет. Помню одного курильщика, он понимал, что курение — грех, но расстаться с ним не желал. Не то, что не мог, но откровенно не хотел. Иногда человек знает о себе, что он лентяй или скор на выговор, обвинение ближнего, вспыльчивый. Может даже иногда жалеет о том, но привычно думает: «Да, я такой», и никаких усилий к исправлению этой «кривизны» в себе не предпринимает. «Я такой» — и все. А Бог видит его другим, гораздо лучшим. Господь видит в человеке не то, что он есть сейчас, а Свой замысел о нем-то, чем он должен и может быть. По любви, Господь дал всем людям, а значит и тебе, и мне, и ему, и тому человеку возможность следовать Своему замыслу о нас. «Нас ради человек» Бог сошел с Небес, родился плотью от Пречистой Девы Марии и прошел Свой крестный путь от рождения в пастушеской пещере под Вифлеемом до мученической смерти на Голгофе. «Сын Божий стал Человеком, чтобы человек стал сыном Божиим». Чтобы человек мог восстановить свое достоинство истинного человека.

Да испытывает же себя человек (1 Кор. 11, 28) — говорит апостол Павел. Познание себя подразумевает осознание своего греха, осуждение его и покаяние. Сам термин «покаяние» пришел к нам из Греции и буквально переводится, как перемена образа мыслей. Именно покаяние формирует человека, изменяет его видение мира, себя и Бога. Да не подумает кто то, что христианство обрекает человека на вечное самокопание и самоуничижение. Христианство предлагает человеку избавиться от того, что закрывает ему свет Божий — от самолюбия, кормильца всех наших грехов.
Кстати, самокопание и самоуничижение тоже свойственны самолюбию, но самолюбию как бы навыворот. О своем грехе надо скорбеть «в меру преступления», а не тотально. Самолюбивый человек может бояться Бога, любить же Его ему трудно. Когда же покаянием мы стараемся изгнать самолюбие из своего сердца, в него вселяется боголюбие и человеколюбие. Евангельская заповедь возлюбить Бога и ближнего своего (см. Мф. 22, 35–39) делается потребностью души.

Покаяние приближает нас к Богу. Близок Господь к сокрушенным сердцем (Пс. 33, 19). Ошибается тот, кто полагает, что покаяние неразделимо с безрадостной, безотрадной и унылой жизнью. Разве близ Господа может быть безрадостно и уныло?! Спаситель говорит нам о радости, которая бывает на небесах о грешнике кающемся. Так говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10). Те, кто имеет опыт искренней исповеди, непременно переживали и некую причастность, легкое прикосновение этой небесной радости. Покаяние не угнетает, а, напротив, вдохновляет и окрыляет человека. Замечу, что такая исповедь вдохновляет и свидетеля — принимающего ее священника. И он испытывает радость и об одном грешнике кающемся.

В покаянии мы открываем пред Господом нищету своей души. И Господь эту нищету восполняет Своею благодатью. Смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Замечательно сказано у Паисия Святогорца, что когда человек выбрасывает из себя свое «я», в него бросается Христос. Покаянием уничтожается всякое зло, очищается сердце, человек возвращается в свое истинное состояние. И тогда ему открывается Господь. Ибо чистые сердцем, говорит Спаситель — Бога узрят. «Истинный человек всегда видит умом и сердцем Бога, слышит Его слово — и в природе мира, и в своей совести, и в ослепительно открывшейся истине Евангелия».

Христианство — это путь постоянного духовного обновления. Он не сложен. Спаситель говорит о нем совсем просто: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15). Главное — быть верным этому пути — «Человек, будь добродетелен, а в преступлении раскаивайся».

В Новый год мы вспоминаем о времени. Благодарим Бога за прожитый год и молимся о том, чтобы год, в который мы вступаем, был благоприятным для Церкви и нашего Отечества. В эти дни мы уже пребываем в свете Рождественской звезды. На церковных службах поют Рождественские песнопения. «Христос рождается — славите!». Всего неделя разделяет Новолетие и Рождество Христово. И если первое событие — лишь меняет порядковый номер года, то второе — разделяет все время жизни человечества на старое и новое. От Рождества Христова начался новый отсчет времени. Земное время соединилось с Небесным — с Вечностью.

События эти не равнозначны. И как бы ни было привычно для мира яркое и широкое празднование Нового года, христиане и в эти дни фейерверков и шумных застолий хранят верность празднику Церкви — Рождеству Христову, который называют Зимней Пасхой. Конечно, и им, живущим в миру, случается присутствовать на разных новогодних мероприятиях, но это присутствие в меру. Как сказано у одного духовного автора, «тот, кто живет духовной жизнью, отличается особым складом жизни, который господствует над всеми остальными сторонами жизни человеческой личности».

В Евангельском повествовании о рождении Спасителя рассказывается о трех волхвах или мудрецах, пришедших поклониться родившемуся Иисусу. В дар Младенцу они принесли золото, ладан и смирну. С этой историей связан христианский обычай дарить Рождественские подарки. Они разные. Каждый дарит, что может, и кому может. Дары бывают и нематериальными. Дети учат для родителей стишок. Муж ведет жену на какой-нибудь замечательный концерт. А кто то, собрав друзей, готовит свой концерт для детишек, живущих в детском доме. Но что мы можем подарить Превечному Богу? Богу ничего не нужно, Он Сам — Причина всего. И все же у нас есть, что принести Ему! «Не могущие ничего принести Богу могут всегда принести Ему золото своей покаянности, ладан молитвы и смирну своей нищеты». И тогда эта сопричастность великому событию Боговоплощения сделает праздничную радость совершенной. И пусть эта радость пребудет с нами и в этом году, и во все последующие годы, и в будущей жизни.

С Новолетием и Рождеством!

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"