Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Зов Божий

04.01.11

Путь к Богу у каждого свой. Но есть нечто, общее для всех — услышать зов Божий. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6,44). Человек приходит в Церковь не сам по себе, он призывается Господом. Это не значит, что такое привлечение ограничивает нашу свободную волю. Нет, именно наше свободное произволение, ответ на Божий зов — есть первое дело веры и свидетельство нашей надежды. Не следует также думать, что Господь привлекает каких-то особенных, избранных людей. Он призывает каждого. Но много званых, а мало избранных (Мф.22,14). И тот, кто пропускает Божье призвание мимо ушей, не отвечает на него, не может войти в малое число избранных. Избранность, в этом смысле, зависит от нашего личного выбора.

Как же услышать зов Божий? Может быть мы уже пропустили его? И теперь нам никогда не стать избранными? Ничуть не бывало. Каждого из нас Господь призывает не единожды, а много раз в течение жизни Он обращается и к верующим, и к неверующим, к людям с неопределенными религиозными взглядами, и к тем, кто уже стоит в ограде Церкви. Се, стою у двери и стучу, — говорит каждому Господь, — если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).

Счастливы дети, родившиеся в религиозной семье. Они самой средой призываются к вере. Дитя развивается, подражая родителям. От них оно слышит о Боженьке, о Богородице, знает Божий храм, молитвы, церковную жизнь. Всё это согласуется с его сердцем. Казалось бы, пряма дорога и ясен путь к Царству Небесному у такого ребенка. Но... Уходит младенчество с его чистотой, появляются личные грехи, наступает возраст осознанной веры и осознанной ответственности. Время самостоятельного выбора. Не секрет, что немало детей из церковных семей в подростковом или, чаще, в юношеском возрасте охладевают к церковной жизни. Их увлекают открывшиеся вдруг перед ними возможности безответственных удовольствий и вообще возможность самостоятельно решать, как поступать и что делать. Однако, как бы ни удалился воспитанный в вере человек от Церкви, в какую бы бездну греха ни свергся, церковное детство, как голос Бога, всегда будет звучать в его сердце. А значит, есть надежда, что когда-нибудь он вспомнит о Боженьке, о Богородице и о Божьем храме.

А если человек не был воспитан в христианстве? Как с ним? Вера от слышания (Рим, 10, 17), — говорит Апостол. Часто Господь обращается к нам через верующих людей. Есть у меня знакомая многодетная семья. Когда-то они, как и немало советских людей, не задумывались о Боге. Но однажды молодая мама на детской площадке разговорилась с другой мамой-соседкой. И оказалось, что соседи — люди верующие. Семьи как-то скоро близко сошлись, стали ходить друг к другу в гости, ездить на пикники. А там и на церковную службу — вместе.

Кого-то Господь зовет через Священное Писание, духовную или церковно-историческую литературу. И эта вера от слышания. Знаю одного батюшку, первое призвание которого началось с чтения вполне мирской книги о преподобном Паисии Величковском. Тогда он был человеком науки, вера и Церковь не входили в круг его интересов, но прочитанное глубоко взволновало его. Имея научное мышление, он не мог остановить свою мысль и принялся изучать то, что сформировало столь замечательную личность святого, то есть Православие. И в храм православный, конечно, зашел. Там встретил он замечательного духовника. С этой встречи для семьи началась новая жизнь. А лет через 10 он уже был священнослужителем.

Господь призывает всегда, но за суетой жизни мы, бывает, не слышим Его. И тогда, не без Промысла Божия, суета эта прерывается. С нами случается что-то чрезвычайное, что не позволяет жить по-прежнему. Чаще всего это какое-то горе или несчастье. Опыт говорит, что именно через жизненные потери многие приходят в Церковь. Людям внешнего, нецерковного мира трудно увидеть благо в происходящем. «Ты слышала? Зинка-то в церковь стала ходить. Дома иконы повесила». «Да это она после того, как Васька ее заболел». Внешний мир не радуется за «Зинку», он жалеет, что под влиянием горя она сдала свои позиции свободного человека и отправилась за утешением в храм. Да и сама религиозность, проявившаяся в горе, зачастую не вызывает доверия: не сама пришла, горе привело. А если бы не случилось? Попробуйте задать этот вопрос тем, кто когда-то пришел к вере в несчастье. Есть у меня знакомая бездетная пожилая пара. В молодые годы супруги, надеясь иметь детей, ходили по врачам, ездили к бабкам. Попали и в церковь (вдруг поможет!). Однако ребенка так и не родили. Зато стали верующими, церковными. Спрашивал их как-то, хотели бы они, чтобы тогда, много лет назад, у них всё же родился желанный ребенок, и не пришлось бы им обращаться к докторам, бабкам... и к Богу? Ответили, даже не вздохнув: «Конечно, нет! Слава Богу за всё!» Нет земного счастья, которое было бы дороже веры.

Когда привычный ход событий нарушается, человек начинает мыслить по-другому, иначе. Он понимает, что не всё в его власти, и он вовсе не хозяин жизни. Он не властен даже над своими планами, не способен предвидеть самого близкого будущего. И тогда он принимается искать помощи. Кто-то обращается к Главному Помощнику — Господу, и непременно получает ее. А кто-то предпочитает «помучиться», надеясь только на личные усилия. Как говорится, умного горе учит, а дурака мучит.

А кто-то познает Бога в счастье. Вот приспела жизненная удача. Победа. Величайшая или неожиданная радость. И в ответ в сердце рождается благодарность. Мысль ищет причину счастья и находит ее в Боге. Знаю отца, который «нашел» Бога, увидев новорожденного младенца.

Зовет нас Господь к Себе по-разному, да и отвечаем мы не одинаково. Вот в последние годы популярным стал интерес к предкам. Дело хорошее. Ведь все мы уверены, что среди наших предков непременно были люди славные, великие и, может быть, герои. А иначе, откуда бы взялось в нас это присущее нам благородство, великодушие, таланты? Разделить бремя славы пращуров мы считаем своей родственной обязанностью. Все готовы быть потомками купца первой гильдии, кавалергарда, знаменитого художника. Хотя бы и не прямыми, а какой-нибудь боковой ветви. Но доступные сегодня архивные фонды порой приносят неожиданную новость — прапра...прадед был священником, диаконом, пел в церкви. Иногда родственником оказывается святой, новомученик. Духовенства Советы уничтожили столько, что почти на каждый род коренного населения таких предков хватит. По крайней мере — на половину родов. Однако, если слава предка-художника или графского повара ласкает наше самолюбие и повышает самооценку, то слава родственника-священнослужителя или святого — обескураживает. «Прапрадед — священник, а я даже в церковь не хожу». «Он жизнь за веру положил, а я молиться ленюсь».

Это ведь тоже — Господь призывает. Что ответить? В одной семье жена занялась родословной мужа. Открылось, что среди его давних родственников были священники. Но муж оставил новость без внимания. А супруга мало того, что установила места служения предков, но и несколько раз наведалась туда, завязала знакомство со служащим духовенством и даже смогла оказать некоторую помощь приходам. Супруг же так и не изменил своему покою. Другая история. Отец семейства по розыску узнал, что в их роду были священники, и среди них — новомученник. На место служения предков он поехал со старшими детьми. Мальчишки после поездки заметно повзрослели и прониклись... нет, не гордостью, а особым чувством ответственности перед Господом и предками.

Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня. Господь зовет всех. Ни один человек не может сказать, что к нему не обращались и его не призывали. Для каждого Господь находит свой случай (и не один) для призвания. Услышать это призвание и достойно ответить на него желаю всем нам, потому что зовет Он нас к вечной радости и счастью.

фото: tassphoto.com

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"