Зачем нам дано время?
Время — одно из самых таинственных явлений здешнего мира. Единого определения его нет ни в физике, ни в философии, ни даже в богословии. Однако нет человека, который не знал бы о времени и не был ему причастен. «Что же такое время? Если меня об этом не спрашивают, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю», — так выразил эту антиномию блаженный Августин. Время необычайно субъективно. Сегодня его не хватает, оно слишком быстро убегает из настоящего в прошедшее, а завтра его просто некуда девать, так медленно тащится оно из будущего в настоящее. Кто-то не успевает, а кто-то ждет. «Три времени эти (настоящее, прошедшее и будущее — ред.) существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу», — продолжает Иппонский епископ.
Большинство людей живут словно в постоянной борьбе со временем. Или, по меньшей мере, в несогласии с ним. Дети хотят побыстрее вырасти, повзрослев — не хотят стареть. Мы торопим время в страданиях: «Ах! Поскорее бы всё это кончилось». Мы томимся желанием продлить приятную пору: «Хоть бы каникулы были полгода!» Покидая настоящее, мы возвращаемся в мыслях в прошлое или мечтаем о будущем. Это оттого, что мы забываем, для чего нам дано время. «Цель человека не на земле, а в другой жизни. Если б на земле была, мы бы не умирали... Земная жизнь есть только приготовление к другой жизни», учит нас святитель Феофан Затворник. Человек, живущий с постоянной памятью о Боге, подчиняя всё в своей жизни этой главной цели — достижению блаженной вечности, не будет иметь претензий ко времени. Потому что знает — всякая минута может быть использована для спасения. И в том, сколько времени ему дано, нет ни лишнего, ни недостатка. Надо просто правильно им распорядиться.
Если время нам чем-то не угодило, значит, мы просто сбились с пути, что-то не так делаем. Не хватает времени на воспитание ребенка? Подумай, как сократить другие заботы, и скорее всего — оно найдется. Нет сил собраться и навестить родителей? Опять не по-христиански распределил свое время. Слишком много дел и слишком мало времени? Ну, тут, как говорит духовный опыт, часть дел — от лукавого. Нередко времени не хватает от нерадения, лености, внутреннего уныния и неверия. В этом случае поможет молитва, покаяние. Молитва — первое и главное проявление памяти о Боге.
Даже самые предусмотрительные и деловые из нас порой попадают в дорожную пробку или вынуждены маяться в очереди. Из жизненного графика может выбить болезнь или несчастный случай. Казалось бы, как много времени пропадает попусту! Но не для верующего человека. Для него это не пустое время, а время свободное от дел, которое он посвящает молитве. Можно в пробке злиться и нервничать, а можно молиться. И для этого не обязательно доставать молитвослов. Есть краткие молитвы, которые все помнят наизусть: «Господи, помилуй», Иисусова молитва, «Богородице Дево, радуйся...» и другие. Их читают по четкам или просто несколько раз подряд. Можно выучить краткие (в одну строку) молитвы Иоанна Златоуста из вечернего молитвенного правила и читать некоторые из них по пять или десять раз. Только личный опыт может показать, каким легким становится тягостное время ожидания, если его наполнить молитвой. Из потери оно превращается в приобретение. Что касается времени болезни, то многие вспоминают его как время особенной молитвы. Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах (Пс. 114, 3). Иоанн Златоуст называет молитву причиной бессмертия. Ей дано соединять временное и вечное.
Пустым или потерянным временем мы называем не время пустое от житейских дел, а время, которое мы прожили без воспоминаний о Боге. О таком «потерянном дне» Иван Ильин писал: «Он (день) погиб для меня, потому что я не нашел ни одной нити, ведущей к Царству Божиему... В такие дни жизнь лишается смысла и святыни, как бы ни везло человеку и как бы удачны ни были его земные дела. Ибо человек строит свою жизнь не делами, а деяниями; он дышит сверхчеловеческими веяниями; он живет дыханием Божиим...» Потерянное время не нейтрально. Кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11, 23), — говорит Спаситель.
Если мы называем себя христианами, то признаем, что часть нашего времени принадлежит Господу. То есть шесть дней, по заповеди, нам предлагается совершать все наши дела, а седьмой посвятить Богу. В повседневной жизни это означает, что мы часть своего дневного времени отдаем молитве, а в воскресный день и церковные праздники бываем на службе. И можно заметить, что если мы из экономии времени сокращаем или вовсе отказываемся от ежедневного молитвенного правила или чтения Евангелия, то продуктивность наших дел нисколько не увеличивается. И «дополнительное время» не влияет на результат наших усилий. А, по большей части, напротив, результат выходит худшим. Потому что мы лишаемся благодатной помощи Божией. По той же причине Иоанн Кронштадтский не советовал сокращать вечернее правило по усталости, из опыта зная, что, если правило прочитано, то даже при недостатке ночного сна проснешься более отдохнувшим, чем если пожалел времени на молитву. А что говорить о пренебрежении церковной службой! Церковные люди, которым приходилось по каким-либо обстоятельствам пропускать воскресную службу, все, как один, отмечали, что потом вся неделя как-то не складывается, и на душе смущение.
Но особенно прискорбно бывает наблюдать, когда у человека месяцами не находится времени на исповедь и причастие. Когда ему жаль оставить на несколько часов какое-то дело или предприятие, жаль что-то потерять или не приобрести, даже ради самого главного — соединения с Господом. Не слышит он слов Спасителя, что всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19, 29).
Заблудившись на «широких путях мира сего», мы не часто вспоминаем о конечной цели нашего земного странствования. Земным делам, удовольствиям и привязанностям мы посвящаем себя и свое время без остатка. Нам хочется всё успеть. А о небесном говорим: оно подождет. Мы заботимся и суетимся о многом, забыв, что одно только нужно (Лк. 10,
Не станем же поступать, как неразумные, и время, данное нам для собирания своей души и приготовления ее к вечности, будем тратить по назначению, освящая каждое свое дело молитвой, всегда предпочитая небесное земному и в покаянии ища примирения с Господом.
Комментариев нет