Истинная верность
Верность присуща благородным душам и имеет Божественное происхождение. Верен Бог (1Кор.1,9), не раз напоминает Апостол. Господь неизменяем ни в каких обстоятельствах, Он Един «и ныне, и присно, и во веки веков». Жаль, что добродетель верности встречается в нашем мире не так уж часто, подобно драгоценным минералам. О ней, конечно, говорят, к ней призывают, ее превозносят. Но нередко это всего лишь маркетинговый трюк, желание поживиться за счет авторитетного и всем знакомого понятия. Если присмотреться к этой рекламной торгово-политической «верности», то легко увидеть, что корона ее не из золота и алмазов, а из фольги и стекляшек. Она всего лишь слово, потерявшее смысл и всякую связь с сознанием.
И все же истинная верность жива. Еще не зная про нее и не задумываясь о ней, мы почему-то уверены в ее бытии и подспудно ищем ее. И даже если мы не находим ее в своем сердце, нам непременно дано встретить ее в других и убедиться — она есть, она существует. Недавно две семейные пары из наших прихожан отмечали золотую свадьбу. Празднованию пятидесятилетнего юбилея семьи придали статус районного масштаба. Супругов поздравляла администрация города, событие освещало телевидение и прочие городские СМИ. И правильно — люди радовались, видя живую любовь и супружескую верность. Кому-то это придало надежды, кого-то вдохновило. Еще пример. Есть у нас на приходе помощница по хозяйству. Как-то отпросилась она на неделю. Затем вышла, неделю поработала и опять просит отпустить. Оказывается, ее давняя подруга, совсем одинокая старушка, слегла в тяжелой и видно уже окончательной болезни, а ухаживать за ней некому. И вот две подружки (все трое дружили еще со школы, а теперь уж восьмой десяток разменяли) взялись ее обихаживать. Неделю — одна, следующую — другая, ну и далее. Вот такая дружба.
Когда кто-то говорит, что никогда не встречал верности, он или лукавит, чтобы оправдать свою неверность, либо, что бывает чаще, это крик боли от сознания того, что в мире, где мы живем, есть предательство, измена и вероломство.
Если бы не было верности — не было бы ничего. Ученый, предавший истину ради страха перед сильными мира сего, или из корысти, превратит науку в совершенную противоположность — лженауку. Писатель или художник, предавший талант в угоду невеждам, отвергнувший длительный и мучительный труд ради скорого признания, «обезобразит искусство». Неверный супруг погубит не только свой брак, но и заразит инфекцией блуда общество. Он лишит своих детей доверчивого и беззаботного детства, предав их души страху жизни, который измучит и обессилит. Когда правитель подменит долг служения обществу служением личным интересам, он, может и не сознавая того, убьет чувство долга и совести в своих гражданах, лишив их чувства гражданства и патриотизма. Там, где нет верности — замирают науки, иссякает искусство, утрачиваются семейное и государственное сознание, исчезает само понятие государственности.
И, напротив, в обществе, где людям свойственна верность, науки, искусство и всяческое творчество процветают, в крепких семьях рождаются здоровые дети, власти привычно государственное мышление. Верность созидательна. Она героиня многих, а главное — лучших, мировых литературных сюжетов. Она привлекательна для нас с самого раннего детства. Кто не представлял себя в детстве верным другом, верным сыном, верным защитником? А девочки — верной подругой, невестой, самоотверженной медсестрой или врачом. Да и во взрослой жизни книжные и киношные герои, с которыми, как нам кажется, мы имеем (на самом деле хотели бы иметь) что-то общее, чаще всего — олицетворение верности.
Верность привлекательна даже в самых малых и, казалось бы, незначительных проявлениях. Помню, в семидесятые годы прошлого века был я с экскурсией на Никольском хрустальном заводе под Пензой. Производство старинное, знаменитое. В одном из помещений удивили нас огромные груды хрустального боя. Но еще более удивило то, что это был не случайный, а вполне «плановый» бой готовых, высокохудожественных изделий, в которых ОТК обнаружило крохотный, кажется в миллиметр, пузырек. И это при устойчивом по всей стране дефиците на хрусталь! Да любая хозяйка была бы рада купить хоть что-то хрустальное и с десятью, и с двадцатью пузырьками. Но на заводе были верны традиции, берегли марку. Это впечатляло.
Верность свойственна цельным натурам. Она не может быть показной, временной, по случаю, или частичной. В одной из притч Спаситель приводит уже в древности известную поговорку: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк.16,10). Господь попускает человеку жизненные искушения, порой страдания, для того, чтобы он мог проявить свою верность в малом, и тем приобрести навык верности, и быть верным во многом.
Конечно, ни один человек не в силах быть абсолютно правым перед Богом. Бог верен, а всякий человек лжив (Рим. 3,4) — без упрека констатирует Апостол. Даже святым, коих особенно отличает верность, приходилось скорбеть о своем отступничестве. Апостол Петр, которому казалось, что он, не в пример другим, искренне предан Христу, из страха смерти, трижды за ночь отрекся от Него. Но милостью Божией (и какое это счастье для нас!) — в этой жизни есть возможность покаяния. Апостол Петр всю жизнь оплакивал грех отречения и был не только оправдан, но именуется Первоверховным апостолом. Так же и нас сердечное раскаяние вновь примиряет с Богом и уничтожает нашу неверность. Если же мы оправдываем свою неверность обстоятельствами и пребываем в сознании уместности, невменяемости и незначительности греха, то и малое, и, казалось бы, одноразовое отступничество может перейти в хроническое. «Неверный в малом неверен и во многом».
Верность не критична и не ищет доказательств своей правоты и уместности. Может показаться странным, но в древности у многих языческих антихристиански настроенных властителей были слуги христиане, были христиане-воины и даже государственные советники, по-нынешнему — министры. По каким-то обстоятельствам оказавшись на службе у язычников, они, тем не менее, были верны своим господам (разумеется, как слуги). Их как раз и отличала безупречная служба и верность, впрочем, до определенной меры, пока их деятельность не вступала в противоречие с волей Божией, как мы видим на примерах святого мученика Иоанна воина, преподобного Иоанна Дамаскина и многих других.
Не всем дано подвигом доказать верность Богу. Но каждому из нас в жизни дается множество случаев проявить ее. И не только в том, что наше сознание соединяет непосредственно с Господом, пусть это будет верность принципам, призванию, семье, Отечеству. Хотелось бы пожелать всем нам, чтобы все, и большие и самые малые испытания, которые выпадут нам на нашем пути, мы встречали и принимали как дарованную нам возможность свидетельствовать свою верность.
Фото: Елена Карнеева
Комментариев нет