Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Слово о том, как гражданский брак влияет на детей

25.10.11

Подобием Божией любви и заботы о человеке Спаситель приводит родительскую любовь и заботу о детях. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? (Мф. 7, 9-10). Вопрос обращен к многотысячной толпе людей неодинакового общественного положения, различного возраста и вообще по разным причинам оказавшихся вместе. И, заметим, вопрос не требует ответа, он лишь призван продемонстрировать общее для всех родителей естественное свойство — не причинять детям зла, заботиться о их благе.

В отношениях с детьми наиболее ярко, творчески и всеобъемлюще проявляется живущий в каждом человеческом сердце нравственный закон не делать другому человеку худого. Родительская любовь позволяет видеть в ребенке не то, что уже проявилось и совершилось, но то, что может быть. Даже в маленьком орущем красном головастике, с раздутым животом и в мокром памперсе им дано увидеть совершенство. В младенце, еще никак себя не проявившем — угадать все добрые таланты и все добродетели. А далее любовь вдохновит родителей на активную помощь чаду развивать эти таланты и добродетели. В добрый путь!

Любить и заботиться о своих детях — естественно и приятно. Хорошо, когда эта естественная любовь и забота приходят вовремя, не опаздывают. Прежде любовь к своему чаду и забота о нем начинались с создания семьи — охраной его детства. Беда в том, что зачастую чадолюбие современных родителей проявляется лишь после рождения ребенка, в лучшем случае — в стадии беременности. Сегодня брак родителей нередко регистрируется уже по факту либо беременности, либо рождения ребенка. А то еще есть пары, которые с удовольствием вместе выбирают кроватки и коляски, агукаются со своими новорожденными, рассуждают, в какую школу лучше устроить дитя, но не затрудняют себя официальным оформлением отношений. Одинокие женщины, рожающие «для себя» — особый случай, но тоже не в пользу ребенка. Может быть, все эти родители и любят своих детей, но, сами того не желая, они уже дали им камень вместо хлеба.

Дети, рожденные или просто зачатые в так называемом «гражданском браке». Их сегодня немало. Считается, что для ребенка безразлично, есть ли пресловутый штамп в паспорте у его родителей или его нет. Но это далеко не так. Дитя слабо и беззащитно, и даже в бессознательном возрасте очень остро ощущает свою слабость и беззащитность. Для жизни и правильного развития ему нужна крепкая семья и надежные помощники, а не временно сожительствующая пара не желающих обременять себя обязательствами людей. Нам только кажется, что младенец не может понимать, в каких отношениях друг к другу находятся его отец и мать. Напрасно, младенец знает и понимает очень многое. Не разумом, но каким-то иным образом. И в греховных неправильных отношениях родителей он чует опасность своему существованию, потому его возрастание и развитие проходит в постоянной тревоге.

О семье можно говорить лишь тогда, когда мужчина и женщина заявили о своем союзе обществу и взяли на себя супружеские обязательства, обычные в этом обществе. То есть повенчались или, если они не христиане, совершили какое-то принятое в их религии действие, соединяющее в брачный союз, или совершили какой-то обряд, принятый в обществе, или зарегистрировали брак. От сожительства его отличает именно переход в новое состояние, подразумевающее наличие прав и обязанностей. Когда говорят, что регистрация брака не добавляет любви и не защищает от разрыва, что она — всего лишь формальность, то, попросту говоря, лукавят. Не регистрируют брак только по одной причине — не желают брать на себя ответственность. Такой союз нельзя назвать семьей. Он держится только на общности приятных впечатлений и переживаний и ненадежен. Семью же, напротив, укрепляют не столько радостные времена и события, сколько совместно перенесенные трудности и горести. Ненадежность вольного союза особенно негативно сказывается на ребенке. Пережитый в утробе и раннем младенчестве страх одиночества остается в нем навсегда и может сказаться на его характере и судьбе.

Женщине, для того чтобы выносить здорового ребенка, нужны покой и уверенность. Если это происходит вне семьи, то достаточного покоя и уверенности у нее просто не может быть. Как бы независима ни была будущая мама, одинокая беременность (или даже возможность одиночества в этом состоянии и дальнейшем материнстве) будет сопровождаться у нее внутренним, не всегда осознанным, страхом. Известно, что в годы лихолетья даже у тех родителей, кто не испытывал недостатка в питании, дети рождались слабыми как телесно, так и душевно. Виной тому страх и неуверенность родителей, особенно вынашивающей младенца матери. Страх мешает плоду правильно развиваться, угнетает его, а иногда и убивает еще во чреве. Есть данные, что в 1990-е годы прошлого века катастрофически увеличилось число выкидышей (даже у абсолютно здоровых женщин) именно по причине резко изменившейся в худшую сторону жизни в стране.

Такова психофизическая зависимость ребенка от брачного состояния его родителей. Но есть и духовная зависимость. Родители, не состоящие в честном союзе, заражают грехом и дитя. Дети грешников бывают дети отвратительные и общаются с нечестивыми (Сир. 41,8). Не то, что дитя рождается изначально злым, но из-за родительского греха оно рождается с ослабленной волей к добру и ослабленной сопротивляемостью злу. Человек может реализовывать данную ему свыше свободу как в следовании Божией заповеди о невозможности прелюбодеяния, так и нарушая ее. Но в по­следнем случае он лишает свой союз благодатной помощи Божией. И дитя такого союза, ни в чем не повинное дитя, несет в себе некоторую поврежденность, которую в дальнейшем ему придется постоянно преодолевать.

Кто-то непременно вспомнит, что немало талантливых, известных и успешных людей были внебрачными детьми. Действительно так. Но это не меняет общего положения. Господь любит всех. Так, порой, мать более сил и внимания дает нездоровому дитяте, и оно потом даже опережает здоровых братьев, так и Господь иногда особой милостью взыскивает дитя ущербное. Жизнь не знает формы «если бы», и мы не можем сказать, что было бы в том или ином случае. Все прожилось так, как прожилось. Оставим прошлое и вспомним, что своим настоящим мы в какой-то степени определяем свое будущее и будущее своих детей. (Окончательное решение остается при этом в воле Божией.)

В христианстве жизнь по вере определяется двумя заповедями: возлюби Бога и возлюби ближнего, как самого себя. Любовь к Богу проявляется в приятии и следовании Его заповедям, а любовь к ближнему — в поступках и намерениях в отношении его. Для верующих любовь к самому близкому ближнему — своему ребенку начинается не с его рождения или зачатия, а с благословения семьи, где он может родиться. В христианстве близкие отношения между мужчиной и женщиной возможны лишь в вечном союзе. Венчание призывает благословение Божие на брачный союз. В молитвах на браковенчание упоминается и будущее потомст­во. Потому и дети, рожденные в таком союзе — дети благословения и находятся под особым Божиим покровом.

В наше время, полное всевозможных соблазнов и лукавств, трудно растить и воспитывать ребенка даже самым благочестивым родителям. И потому спрошу, разумно ли ради мнимой свободы лишать свое дитя благословения, помощи Божией, и через то — всяческого благополучия? Не большую ли любовь вы окажете своему будущему чаду, если позаботитесь, чтобы в дом ваш вошло не дитя блуда, а дитя благословения, рожденное, как говорили прежде, от честных родителей?

Фото Елены Карнеевой

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"