Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Тайна нехожих дорог

01.10.13

Далекая весь


Радуйся, в тихой веси с Богом кроткий собеседниче…

В стороне от хожих дорог, на Украине, в 20 километрах от Кривого Рога, лежит село Искровка. Свое название оно получило задолго до прихода советской власти. Раньше было шумным и многолюдным: неподалеку находился рудник, и люди стекались в Искровку со всех краев в надежде на заработок.

Ныне село опустело. Молодежь, как водится, едет в город, доживают старики. В жаркий летний полдень звенящую тишину нарушает только мычанье коров на выпасе, рокот автомобиля на пустой дороге или протяжный гудок черного поезда по сей день таскающего вагонетки с рудой по кружеву арочного моста над речкой. Мирная сонная картина ничем не примечательная на первый взгляд.

Однако уже около ста лет непостижимый Божий Промысел щедро изливает Свою Благодать на эти тихие поля и нехожие дороги. Искровка — место земной жизни и мученического подвига священномученика Николая Искровского, одного из первых страдальцев сонма Новомучеников и Исповедников Российских.

Как говорил прп. Варсонофий Оптинский: «Замечайте события вашей жизни. Многое, непонятное сейчас откроется потом»… Я родилась и выросла в 20 километрах от Искровки, в крохотном городке со странным названием Желтые Воды. Каждое лето отдыхала на турбазе неподалеку от Искровки и ничего не знала о жизни этого удивительного святого, до тех пор, пока не уехала жить в другую страну за тысячи километров от родных мест.

Тогда-то мне и попалась в руки тоненькая книжечка о Батюшке. Прочитав, я перевернула ее — почти случайно — и на обратной стороне увидела карту с до боли знакомыми названиями сел и деревень… Уже через неделю я шагала по дороге в Искровку навстречу удивительной тайне, с которой, как оказалось, была связана всю свою жизнь.

Добраться до Искровки не так легко, ведь она расположена вдали от трассы. От трассы до села около 8 километров через лесок и поля. Есть рейсовый автобус, который ходит раза 3 в день, но узнать расписание негде. Можно на попутке: местные жители в этих местах отзывчивые и добрые, они всегда рады подбросить и поболтать в пути. Но как только ступаешь на заветную дорогу, ноги сами несут вдаль. Потому что это особая радость — добраться до Батюшки пешком.
Отправляться в Искровку лучше ранним утром, чтобы хоть полдороги пройти по холодку. Почти на ходу выпрыгиваю из автобуса — остановка на этом повороте запрещена, и приходится долго уговаривать водителя о милости — высадить меня тут, а не на два километра раньше, в райцентре… Машу сердитому водителю рукой — он ведь не знает, сколько мне еще километров шагать пешком — и, перекрестившись, словно вступая в светлую прозрачную воду, ступаю на заветный путь в Искровку.

Мирная утренняя тишина. Пахнет деревней: полями, навозцем; тянет свежестью от камышей, в которых блестит голубая речка. У домов возятся куры, доносится музыка из открытых калиток. Собаки не лают — ласково жмурятся, выглядывая из будок.

Вступаю в лесок. Солнце едва пробивается сквозь сплетение веток акации. Изредка по дороге шуршат автомобильные шины. На половине пути миную заброшенный детский лагерь, заросший травой и кустарником. Из сторожки на шум шагов выходит крохотная собачка… Иду дальше: уже виднеются в просвет дома следующей деревни: Сергеевка. Дорога лентой бежит вдаль, мимо полей золотистой ржи и желтых подсолнухов. Мычат коровы. Ажурная черная арка старинного моста над карьером — по нему и сейчас изредка, надрывно свистя, ползет тяжелый поезд. Вдалеке уже виднеется Искровка, до нее — с час ходьбы быстрым шагом. Начинает припекать солнце.

Все что я вижу, насколько вбирает ненасытный взгляд — деревни, поля, лес, небо — дышит миром и покоем. Однако каждый шаг отдается неясной грустью: повсюду на своей щедрой богатой земле я вижу приметы запустения. Молчащий лагерь в зелени леса, заброшенные фермы с осыпающимися остовами стен, пустые поля. Даже речка мелеет вдали…

Кажется — есть все для долгой счастливой жизни, но нет, не хватает чего-то главного, и жизнь сеется сквозь пальцы… Пройдя долгий путь боли и потерь и сверх надежды получив избавление, теперь я знаю, Кого не хватает… И если бы могла, я бы изо всех сил кричала: «Ищите Бога! Без Него нет жизни»!.. Но моих скудных сил, всей моей любви едва ли хватит на то, чтобы быть услышанной. Поэтому я делаю то, что могу: шагаю по дороге к священномученику Николаю Искровскому. Я знаю: он поможет.

Жизненный путь отца Николая


Радуйся благодатного служения Богу в далекой веси совершителю…
 

Сведений о земной жизни отца Николая почти не сохранилось. Неизвестно, кто были его родители, и где родился будущий святой. Время гонений унесло даже его фамилию, хотя жил Батюшка в относительно недавние годы и у него остались родственники, которые переменили фамилия из опасения репрессий. Одному Господу известно, для чего так случилось. Возможно, для того, чтобы еще более красноречиво свидетельствовали о святости искровского пастыря малочисленные известные факты его биографии.

Учился будущий мученик в Санкт-Петербурге. Духовным отцом Батюшки был великий светильник последних предгрозовых лет Российской империи — святой праведный Иоанн Кронштадский.

Какое-то время о. Николай был диаконом в Исаакивском соборе Санкт-Петербурга, после чего его благословили на священническое служение в далекую, надежно спрятанную от посторонних глаз Искровку, в новопостроенный храм.

Матушку о. Николая звали Анной, были у них дети. Батюшка был высокий, подтянутый, кудрявый. Всегда ходил с улыбкой на лице, любил шутки и прибаутки и всех заражал своей жизнерадостностью. Одевался просто и не любил роскошных одеяний.

О. Николая при жизни называли святым. К нему отовсюду стекались люди со своими скорбями и болезнями. Батюшка все знал, кто и зачем к нему приехал. Сохранилось много свидетельств о чудесных исцелениях и помощи Божией по молитвам о. Николая. Однако еще больше их утрачено.

О. Николаю было известно, какой смертью он умрет. Однажды послушница, помогавшая Батюшке по храму, случайно услышала, как он в алтаре с Кем-то разговаривает. «Для Тебя, Господи, все готов претерпеть», — услышала женщина голос о. Николая. Этими словами он был благословлен на мученическую кончину Самим Вседержителем.

Батюшка прослужил в Искровке около 5 лет, с 1914 года до дня своего убийства, 2 октября 1919 года. Он был убит возле храма — на расстрел его стащили с колокольни.

Еще до убийства, о. Николай сказал, что его убьют и трижды похоронят. Это предсказание исполнилось, как и многие другие.

Служение Батюшки

Радуйся о спасении народа непрестанное помышление…

Много чудес сотворил господь по молитвам о. Николая еще при его жизни. Местные жители передавали рассказы об угоднике Божием из уст в уста и благоговейно хранили память о нем.

О. Николай был веселым и часто обличал грех с юмором. Однажды на сельской свадьбе он обличил бедного жениха и богатую невесту, которая была еще и слабоумной. Дома невесту учили, что на вопрос о числе заповедей, Батюшке надо ответить, что их десять. А тот спросил, сколько ей лет, на что получил заученный ответ: «Десять».

У одного мужчины дочка 7–8 лет украла деньги — 5 рублей. По тем временам огромная сумма — и спрятала ее в сарае под дровами. Мужчина тот долго расспрашивал дочку, и не добившись ответа сказал, что назавтра спросит об этом о. Николая. Утром Батюшка шел на свой источник, а девочка сидела на пороге. Он подошел, погладил ее по голове и сказал точное место, где лежат деньги. Велел отдать их отцу и добавил: «Твоему папе надо месяц работать, чтобы эти деньги получить».

Источник на священнической земле (она называлась блуквой), был чудотворным. Батюшка на нем отчитывал людей летом, когда было тепло Сам о. Николай говорил о нем так: «Нигде не будет такой воды, а этот источник неиссякаемый». Эти его слова исполнились: когда строили плотину, источник засыпали и на это место насыпали очень много земли. Источник пробился в стороне от дамбы и на нем снова происходят чудеса исцелений.

Батюшка именем Господа лечил людей и больной скот, отчитывал бесноватых, его молитва помогала в жизненных невзгодах. Люди приезжали к нему даже из крайне отдаленных мест — например, из Тулы. Ехали даже для того, чтобы просто увидеть его, услышать слово или поработать при храме.

Один мужчина по имени Тимофей исцелился по молитвам о. Николая. Батюшка прочитал над ним Евангелие, Тимофей поднялся и сказал: «Я здоров. Я от Вас никуда не уйду, хочу жить возле Вас». Батюшка благословил его (сапожника по профессии) обрабатывать землю у двух вдов и помогать им поднимать детей. Тимофей согласился и остался с Батюшкой.

Семья Крижановских из с. Рыбчино Кировоградской области шла пешком ночью, на рассвете, чтобы чем-то помочь Батюшке. Это была очень трудолюбивая семья, у них было 12 человек детей. Одна из них, Лидия вышла замуж за сына о. Николая.

Однажды пришедшие на службу люди увидели во дворе храма такую картину: одна женщина лежала на земле и ее сильно било о землю. Позвали Батюшку. Тот вышел и сразу обратился к ее мужу: «Зачем ты ругал ее ночью? Ты назвал ее сатаною, вот он и вошел в нее!» Муж той женщины признался и попросил помощи. О. Николай ответил: «Никогда не ругайтесь между собою с 12 до 3 часов ночи»! После чего прочитал над ней Евангелие, и женщина исцелилась.

В 1914 году началась война. Одна женщина по имени Дарья, помогала готовить обеды по воскресеньям для приезжих людей. Ее муж был на войне. Дарья спрашивала о. Николая: «Жив ли Афанасий? Вернется мой Афанасий домой?» На это о. Николай ответил: «Смотри, как будет идти много людей с Запада, так твой Афанасий придет».

Пришел Афанасий домой, стал советоваться с о. Николаем: «Я хочу поехать на рудник, поступить на работу и жить там». А о. Николай отвечает: «Поздно, чадо». Вскоре Афанасий умер.

У одного мужчины украли коней. Он обратился к о. Николаю за помощью. Батюшка посоветовал взять жандарма, ехать до Пятихаток и возле посадки звать коней. Там он их и нашел.

Батюшка знал мысли человеческие: однажды отец Николай шел пешком к храму. Его взялся подвезти один селянин. везет его и думает: «Вез бы не попа, то заработал бы хоть 5 копеек. а с попа что возьмешь»? Когда подъехал к Искровке, Батюшка дал ему 5 копеек и сказал с улыбкой: «Так больше не надо думать о попах: разные бывают»! Человек тот остался в страшном недоумении, стал людей расспрашивать, что это за поп. После пришел в храм и долго просил прощения, а о. Николай все улыбался…

Пророчества отца Николая

Батюшка прозревал, что грядут тяжелые времена и готовил людей к этому. На новый 1918 год о. Николай служил в церкви с. Лозоватки. В проповеди он сказал: «Священник, который сейчас служит в вашей церкви сорвется, как цветок, а сама церковь будет стоять нерушимой. От Покровской же церкви не останется и следа. Люди не будут знать, глее она и была». К Пасхе священник Николаевской церкви умер, а церковь стоит нерушимой до нашего времени.

Часто Батюшка говорил и о своей смерти. «Не тужи, матушка. Меня убьют и три раза будут хоронить, а ты будешь скрываться под двумя фамилиями», — готовил он свою жену к предстоящим скорбям. Это сбылось — матушка Анна в годы репрессий скрывалась под двумя разными фамилиями. По некоторым сведениям, в 1937 году ее расстреляли. Внуки так и не знают свою настоящую фамилию, и где похоронена бабушка Анна.

Одна женщина рассказывала, что где-то за два месяца до расстрела, о. Николай был у ее родителей (ей тогда было 14 лет). Он был в дружеских отношениях с ее отцом и заехал к ним после какого-то собрания, когда лил сильный дождь.

В ту их встречу Батюшка предсказал отцу всю его дальнейшую жизнь: что его раскулачат, он будет несколько раз сидеть в тюрьме, но умрет своей смертью на свободе. Последние его слова были такие: «Кто будет молиться и просить помощи, то Господь будет посылать помощь. Я буду помогать, как помогал живой».

В последнюю ночь своей жизни Батюшка ночевал у одних людей и так сказал им: «Сегодня я у вас, наверное, ночую последнюю ночь. Но кто будет молиться и поминать меня, того я вымолю из ада и его сродников до 5-го колена». В этот день, 2 октября его и убили.

Расстрел

Радуйся к расстрелу за любовь ко Христу осужденный…

В тот день искряне наблюдали за происходящим. Некоторые неверы говорили, что скоро уж и день пройдет, а попа все не убивают. Многим запомнились эти кощунственные слова.

Убили Батюшку махновцы — очень их много приехало в тот день, после полудня. Выдал Батюшку староста, дед Коваль. его сын был коммунистом и его арестовали кадеты, а дед во всем винил о. Николая.

Батюшка был в храме, на колокольне — его стащили вниз за волосы. Били и издевались над ним как могли несколько часов. Потом привели к кладбищу. Один из махновцев выстрелил в грудь о. Николая. Пролилась кровь…

Люди, шедшие с поля из опасения мести махновцев только прикидали тело ветвями. Следующей ночью православная семья похоронила Батюшку на другом месте. Они быстро выкопали яму на кладбище и закопали тело без гроба. Так как о. Николай был очень высокого роста, а яму за ночь успели выкопать небольшую, то Батюшкино тело пришлось сложить пополам, туловище прижать к ногам и так положить в землю.

Через год, когда волна насилия и убийств притихла, собрался собор священников, чтобы похоронить о. Николая по иерейскому чину за алтарем храма. Говорили, что тело его выглядело так, будто его только вчера убили.

Потом снова его ночью кто-то откопал, забрали золотой Крест, Евангелие с позолоченными обломками. Ещё раз похоронили Батюшку, подрывая могилу в сторону, не помню, в правую или левую. Гроб заложили так, что если еще кто-то посмеет вырывать, то могила останется пустой.

Так сбылось предсказание Батюшки о том, что его убьют и трижды похоронят.

Сохранилась история о наказании Божьем убийцы Батюшки. Звали его Павел, он жил на руднике и долго болел. Его жена пригласила старицу Евдокию — ее звали к больным: помолится она и больной или выздоравливает, или умирает. Евдокия, увидя Павла удивилась, что Павел такой высохший: одна шкура и кости. Она спросила его: «Брат, какой же ты грех сделал, что до сих пор не умер и не выздоравливаешь»? Павел рассказал, что он убил искровского священника и как от его руки умер о. Николай. Евдокия велела его жене привезти священника, чтоб тот исповедал и причастил больного. Вскоре после того, как это было сделано, Павел умер.

А нынешний настоятель Искровского храма отец Василий рассказывает об этом следующее:
— Был создан специальный отряд, в который входило около пятидесяти человек — набирали туда местных. Их задача была именно убивать священников — так большевики боролись за умы крестьян. Когда я только приехал сюда, один дедушка решил покаяться (он много лет болел, просил смерти у Бога, но все не умирал): он-то и рассказал об этом, мол, дело в том, что я убил искровского попа. По его словам, отец Николай был девятый, кого они убили, и далеко не последний. Но это убийство долго не давало покоя всем в отряде — когда отец Николай умер, лошади встали на колени…

О храме села Искровка

История у храма, в котором служил о. Николай, тоже необычная. Он был построен в 1910 году на деньги царя-страстотерпца Николая II. Пан Виктор, владелец тех мест не давал землю даром, и просители отправились за помощью в Санкт-Петербург. На вопрос Царя о средствах на строительство, просящие просто ответили, что собирать будут всем миром. Царь узнал у просителей название ближайшей железнодорожной станции и приказал туда доставлять кирпич. «Вы будете перевозить, а вам будут за это платить», — сказал он.

При о. Николае храм был освящен в честь мученика Виктора — возможно так захотел пан Виктор, который сильно заболел после того, как отказался дать землю для строительства. Когда царь Николай дал стройматериалы, пан Виктор пообещал, что если выздоровеет, то даст самый лучший участок и будет помогать строить. Это исполнилось. Пан выздоровел, дал участок и участвовал в строительстве.

После убийства о. Николая в храме служило несколько священников. О последнем говорили, что он вел порочный образ жизни, пил, курил и был на самом деле полковником КГБ, закрывшим храм. Заступничеством свщмуч. Николая, храм не был разрушен. В 90-е годы он был заново освящен в честь праздника Воздвижения Креста Господня, были возобновлены богослужения. А 17 сентября 2001 г. в селе Искровка были обретены мощи священномученика Николая.

Множество чудес и сегодня случается по молитвам священномученика Николая Искровского — на его источнике и у мощей. Настоятель вновь открытого храма, о. Василий рассказывает, что иногда во время чтения акафиста о. Николаю Искровскому от мощей исходит нежное благоухание, напоминающее запах цветущих лесных груш. А тому, кто молится ему, святой, как обещал, помогает как живой.

Чудеса отца Николая Искровского в наши дни

Одна женщина, из северных районов России, привезла своего неходячего сына, которому несколько раз снилась Искровка, снился батюшка, снился источник. Мама стала писать на Украину, расспрашивать об этом источнике. Потом привезла этого мальчика сюда, и он стал ходить. Потом женщина рассказала об одном шахтёре-калеке, который оставил свои костыли у источника и пошёл домой без них.

При обретении мощей, я, иерей Василий, слышал благоухание от гроба, когда открыли мощи, когда внесли в храм и я выходил из алтаря, несколько раз в притворе. Потом несколько раз подходил к часовеньке, где были обретены мощи — тоже было слышно благоухание. Я также был свидетелем, как из-под левой руки на Евангелии было миро (миро не благоухало). Свидетели благоухания и мира были также: иерей Виктор, иподьякон Николай, иподьякон Александр, Регент Мирошниченко Игорь Викторович.

19.09.2001 г. Настоятель Кресто-Воздвиженского храма села Искровка Загребин В.А.

Я, раба Божия Лидия, во время обеда 17 сентября 2001 года решила отдохнуть и прилегла на кровать. Незаметно и мгновенно было видение: вроде я в своей комнате и лежала на кровати, а мне явился отец Николай. Крутом него синева (голубизна) небесного цвета. Он был виден до пояса. Лицо у о. Николая было спокойное и ярко выражены черты лица. Глаза светло-голубые, но смотрели в сторону от меня. Был отец Николай в новом подряснике, а цвет такой, как ризы в гробнице — желто-золотой. Видение было в понедельник, а цвет на ризах я увидела в среду. Креста на нем не было. Это видение было мгновенно, но я ясно все увидела. Телосложение было крупное. Видение было не как портрет, а образ живого человека.

19 сентября 2001 г. Сергиенко Л.П.


3 января 2002 г. во время служения молебна священномученику Николаю и священномученику Киприану (с акафистом), было сильное благоухание. Так как благоухают святые мощи отца Николая. При том святые мощи находились в городе Кировограде(Елисавет-град) на поклонении. На молебне присутствовали: иерей Василий Загребин, певчий Калашникова Александра Антоновна, певчий Сергиенко Лидия Петровна.

У нас в храме венчалась одна пара (1994—1995 гг., я точно не помню) из Забойщика или Рядовой. Через год приезжает мать и муж этой молодой женщины. У неё при родах была занесена инфекция и ей сделали две операции. И нужно было делать третью, но врач говорил, что она может не выдержать, и посоветовал обратиться в храм. Я отслужил молебен и написал записку на службу, и молился на могиле о. Николая. Через 1–1,5 месяца эта женщина приехала крестить свою дочь с крёстными.

Четыре года назад к нам в храм часто приезжали люди со своими трудностями и я заметил одну закономерность: кто спрашивал о могиле о. Николая и молился на могиле, тот приезжал после опять и благодарил. Из-за финансовых трудностей сейчас редко приезжают люди.

Настоятель Кресто-Воздвиженского храма села Искровка Загребин В.А.


Дивны дела твои, Господи и не остаются у Тебя забытыми никакой клочок земли, ни одна душа человеческая. После стольких лет безбожий и неверия, снова потянулись люди в забытый искровский край. Хочется верить, что по молитвам угодника Божия, священномученика Николая Искровского восстановятся храмы человеческих душ и восстановится поруганная вера, без которой не будет в радость жизнь даже в самом прекрасном месте на земле.

Святой священномученик Николай Искровский, моли Бога о нас грешных!

Подготовила Марина Ващенко

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"