Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

«Праведник не увидит смерти вовек…»

17.11.13

Нет на земле такого человека, кто жил бы вечно и не умер. А раз так, то и каждый из нас рано или поздно должен пройти через те врата, где заканчивается наша привычная жизнь, душа отделяется от тела и устремляется в иной невидимый мир, где суд Божий определяет заслуженное наше место.

Когда умирали подвижники, то окружающие их люди свидетельствовали об ощущении присутствия ангельских сил, о разговоре умирающих с пришедшими встретить их святыми или даже с самой Богородицей, о просветлении, красоте и сиянии лиц в момент смерти и какое-то время после нее, о радости на сердце, которая непременно посещала присутствующих при кончине праведников. Ибо цель христианской жизни есть стяжание Святого Духа, соединение с живым Богом уже здесь, на земле, в своем сердце, обретение чувств, навыков, мыслей Божественного характера.

Стяжавший это переходит в ангельский мир, испытывая только радость и счастье при разлучении с телом. И такой человек, по слову Господню, не увидит смерти вовек (Ин. 8, 51). Именно потому так светла и радостна смерть» праведников, которую правильнее было бы назвать — успением.

Вот так 160 лет назад, 18 ноября (5 ноября по ст. стилю) 1853 г. на 98-м году жизни светло и радостно, в окружении духовных чад и почитателей, отошел к Господу Троекуровский затворник Иларион.

Милосердный Господь, щедро украсивший наш Липецкий край благолепными храмами, чудотворными источниками и святыми обителями, давшими Православной церкви великое множество святых угодников и подвижников благочестия, не оставил Своим промыслом и землю Троекурова. В XIX веке в этом селе более 30 лет жил преподобный старец Иларион, прославивший своими молитвенными трудами Бога, «дивного во святых Своих». Святой Иларион был одним из тех великих подвижников, чьими подвигами «освящаются места их земного пребывания и, может быть, стоит и по сей день наша Русь».

«Жизнеописание старца Илариона, Троекуровского затворника», изданное Свято-Димитриевским Иларионовским Троекуровским монастырем, раскрывает картину жизни этого удивительного человека — дивного старца. Судьба его во многом похожа на судьбы благочестивых и боголюбивых наших соотечественников. Появление на свет в селе Зенкино (ныне Чаплыгинского района Липецкой области) в крестьянской семье, тихое, крот¬кое, молчаливое и благочестивое детство, стремление к молитвенному уединению, к церковной службе. Насмешки сверстников, упреки и непонимание родителей и, напротив, — покровительство и помощь деда, глубоко верующего крестьянина, который, взяв мальчика от родителей жить к себе, подучил его к строгой аскетической жизни — посту, воздержанию и постоянной молитве. Вместе с дедом Иларион несколько раз ходил на богомолье в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры, другие русские обители.

Самый вид Илариона — пуховая шляпа, длинный белый халат или холщовая рубаха, босые ноги — обращали на него постоянное внимание полиции. Особенно ему вредило, что он ходил безо всякого вида на жительство — паспорта. Один квартальный надзиратель в Ельце, увидев раз на — улице Илариона в его странном наряде, приказал своим подчиненным схватить его. Подвижник, желая от них скрыться, побежал под гору к реке. А мост на реке в то время был разобран. Преследователи торжествовали, думая, что беглец у них в руках. Каковы же были удивление и страх, когда они увидели, что преследуемый, осенивши крестом себя и реку, пошел по воде на другой берег, как по тверди. Квартальный в ужасе перекрестился и сказал: «Вот каких людей приказывают нам хватать как мошенников! Не ясно ли, что это человек Божий?» Этот случай так подействовал на душу его, что он, не медля долго, вышел в отставку и кончил жизнь в монастыре.

Умудренный опытом духовной жизни, постоянным изучением Священного Писания и просвещенный духом благо¬дати старец поучал в вере и наставлял в благочестии множество людей, искавших встречи с ним, где бы Иларион ни находился. Среди его собеседников были блаженная старица Евфимия Задонская (Попова), блаженная Мелания, затворница Елецкая, преподобная Дария Сезеновская и блаженный Иоанн Сезеновский, многие благочестивые монашествующие, священники и миряне.

Утомленный странствиями и болезнями, подвижник стал думать о постоянном пристанище. Преподобный рассказывал впоследствии, что, путешествуя в Киев, Воронеж, Задонск и Елец, он всегда старался зайти в село Троекурово и любил отдохнуть там у строившейся Димитриев-ской церкви под сенью высоких и густых лип и берез: «Тишь такая, кругом зелень, прохлада, словно рай земной, и расстаться, бывало, не хочется, туг бы и умереть». Его привлекала красота этого места, дышавшего миром и тишиною. В 1824 г. Иларион согласился на предложение помещика села Троекурово И. И. Раевского поселиться в его имении в специально устроенной для него келье. С того времени и до конца своих дней подвижник жил в Троекурово, а народная молва стала именовать его Троекуровским затворником. Единственное, что нарушало уединение Илариона, это многочисленные посетители, которые вновь стали стекаться к нему в поисках духовных советов и наставлений. Пожалуй, самый знаменитый совет: «Иди в Оптину, ты там нужен» — получил в 1839 году преподаватель Липецкого духовного училища Александр Гренков, ставший впоследствии старцем Амвросием Оптинским.

Сверхъестественные, благодатные дары, которые обнаруживались в старце Иларионе духом прозорливости и силою исцелений, придавали особенную действенность его наставлениям и духовным беседам. Сама наружность Троекуровского затворника поражала своим благообразием. Он походил на «Ангела Божия» и, будучи стар, казался очень юным, его озаряла редкая красота души. Близко знавший старца священник рассказывал: «Дивный был старец о. Иларион! Скорбь ли домашняя налетит тучей, недоумение ли камнем ляжет на сердце — что тут делать? И побежишь, бы¬вало, к старцу… Сам он начинал разговор свой иносказательно, открывая помыслы, с какими, бывало, придешь к нему. Тихая и приветливая речь старца, исполненный небесного спокойствия и любви взор его в один миг разгонят хоть какие тучи скорбей и сообщат душе благодатное умиротворе¬ние. И так легко станет на сердце. К нему идешь под гнетом тяжелого бремени, а от него летишь, словно птица на крыльях».

Со временем вокруг старца Илариона стали селиться благочестивые девы и вдовы, желающие постоянно находиться под духовным руководством старца и получать от него духовные наставления. В1857 году указом Святейшего Синода в с. Троекурово была утверждена Иларионовская жен¬ская община, окончательно утвержденная в 1871 году как Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский женский монастырь, основание которого пророчески предсказывал старец: «На этом месте будет обитель, как Лавра цветущая».

Сам подвижник не дожил до счастли¬вого дня открытия монастыря. Он мирно отошел ко Господу 18 ноября 1853 года (по новому стилю) и был похоронен при стечении около 10 тысяч почитавших его жителей Липецкого, Данковского, Лебедянского, Козловского, Раненбургского, Ефремовского и Елецкого уездов в собственноручно вырытой им пещере. Все оплакивали в нем своего общего духовного отца. Сама же келья и храм исполнены были неземным благоуханием, исходя¬щим от гроба угодника Божия.

«Не скорбите, ведь я телом только разлучаюсь с вами, а молитвенный дух мой пребудет вечно в этом благословенном месте», — говорил старец Иларион в предчувствии своей близкой кончины. И это так. Духом своим пребывал благодатный старец в Троекурово и в годы духовного и хозяйственного расцвета основанной им обители в конце XIX — начале XX веков, и в годы лихолетья, когда безбожная власть, красным колесом прокатившаяся по России, пыталась заставить людей забыть Бога, веру и благочестие. Монастырь был закрыт, частично разрушен, превращен в консервный завод, и только милость Божия да молитвы преподобного Троекуровского затворника спасли монастырские храмы от полного уничтожения.

В настоящее время Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский епархиальный женский монастырь возрождается, приобретая все более благолепный, первозданный вид. Все больше людей понимают необ-ходимость своего собственного вклада в возрождение святынь. Трудами и жертвенной помощью неравнодушных людей, паломников и насельниц монастыря реставрируются храмы и постройки, приводится в порядок обширная территория обители.

Паломники из Липецка, Воронежа, Рязани и Тамбова, где преподобного Илариона Троекуровского почитают как местночтимого подвижника, и из других областей России и зарубежья, стекаются в Михаило-Архангельский храм обители, где покоятся честные мощи святого старца, обретенные 13 июля 1999 г., чтобы попросить помощи благодатного старца в болезнях, скорбях, трудных жизненных ситуациях.

160 лет прошло со дня блаженной кончины Троекуровского затворника, но духом своим он пребывает с нами и ходатайствует перед Господом о нашем спасении. Вот почему и сейчас важны и актуальны наставления старца, сохранившиеся в его письмах к духовно близким ему людям. Эти слова как будто обращены ко всем нам, — нынешним унывающим, сомневающимся, скорбящим. Они звучат как свидетельство безграничной любви Божией ко всему миру, той любви, которой возлюбил всех по заповеди Творца преподобный Иларион Троекуровский.

«Бог Вам прибежище и сила в скорбях, обретших ны зело. Потерпите еще мало, и Бог обрадует Вас несказанной радостью. Не отрекайтесь от воли Господней — она всегда блага. Не претерпевши горького, не дождетесь и сладкого. Просите Господа, и Он подаст Вам терпение, великодушие и кротость, целомудрие и послушание. Вам же, в настоящем сиротстве Вашем, будет Бог помощник. Он Сам будет устроять дело Ваше. В немощах человеческих совершается сила Божия.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа будет со всеми Вами. Остаюсь искренний Вам доброжелатель и усердный молитвенник Иларион».
Преподобие отче наш Иларион, моли Бога о нас!

Священник Владимир Попов, клирик Троекуровского Свято-Димитриевского Иларионовского женского монастыря

Паломническая справка

Православная религиозная организация Свято-Димитриевский Троекуровский Иларионовский епархиальный женский монастырь Елецкой и Лебедянской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Настоятельница монастыря — игумения Матрона (Брыксина)

Адрес: 399626 Липецкая область, Лебедянский р-н, с. Троекурово, ул. Советская, д. 50.
Телефон: 8(47466)9-75-00.
GPS: N52.975917, E38.977735


Как доехать?

От Троекурово до Лебедяни 12 км. Монастырь находится в центре поселка, рядом с трассой. Некоторые маршруты проходят через монастырь.
Автобусом маршрута «Москва — Лебедянь».

Отправление из Москвы автобусами Русский Экспресс от станции метро Павелецкая кольцевая. Билетная касса находится по адресу ул. Новокузнецкая д. 39 в здании ТЦ «ПАВЕЛЕЦКИЙ ПАССАЖ». Подробнее см. www.rus-exp.ru.

В Лебедяни билеты на автобус «Лебедянь — Москва» можно приорести по адресу ул. Алмазная, д. 22.
Из Лебедяни в Троекурово: автобусами «Лебедянь — Катениха», «Лебедянь — Красное», «Липецк — Красное», «Липецк — Лебедянь».


На автомобиле

1. Через Красное: из Москвы следуйте по трассе М4 (Ростов-Дон) — после поселка Яркено следом будет поселок Становое перед въездом в поселок нужно повернуть налево в строну поселка Красное в направлении на г. Лебедянь.
Ехать надо по трассе прямо, никуда не сворачивая пока не доберетесь до села Троекурово.

2. Через Данков и Лебедянь: из Москвы по трассе М4 (до развязки возле деревне Матвеевка), далее по дороге Р-132 на Венёв, после Венёва по дороге Р-145 через Кимовск, Епифань, Куркино, далее по дороге Р-142 на Данков, через Лебедянь на Красное.
Время в пути (от Москвы) 4–6 часов.

Гостиницы в монастыре нет, ближайшие отели — в г. Лебедянь. Трапеза — для групп издалека, бывших на службе (по договоренности).

Расписание богослужений

ПН — 6:30 — правило; литургии нет (кроме праздников)
ВТ — 6:30 — правило; 8:00 — литургия
СР — 6:30 — правило; 8:00 — литургия
ЧТ — 6:30 — правило, 7:00 — литургия, 8:45 — молебен о болящих (кроме праздников)
ПТ-ВС — 6:30 — правило, 8:00 — литургия
Подробности уточняйте по телефону.

Особо почитаемые Праздничные дни в Троекуровском Свято-Димитриевском Иларионовском женском монастыре:

3 июня — День памяти чтимой Владимирской иконы Божией Матери «Троекуровская Явленная». Крестный ход на святой источник, где была обретена икона

6 июля — День Владимирской иконы Божией Матери. Престольный праздник

13 июля — Обретение мощей преподобногоИлариона, Троекуровского затворника

2 августа — Ильин день, престольный праздник с крестным ходом

8 сентября — Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Престольный праздник

17 октября — День памяти священномученика Тихона и исповедницы Хионии Архангельских

8 ноября — День памяти священномученика Димитрия Солунского. Престольный праздник

18 ноября — День памяти преподобного Илариона, Троекуровского затворника

21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"