Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

«Перерыв на войну». Молодежный фильм-эксперимент.

22.06.14

22 июня в С-Петербурге состоялась премьера художественного фильма «Перерыв на войну», посвящённый памяти 70-летия снятия Блокады Ленинграда.

Этот проект в прямом смысле народный: в создании картины принимали участие десятки профессионалов кино, театра и телевидения на добровольных началах. Премьера фильма прошла в петербургском кинотеатре «Мираж синема», который бескорыстно предоставил свой зал. Символично, что показ состоялся рядом со знаменитым Серафимовским кладбищем, где в братских могилах покоятся более ста тысяч жертв и защитников блокадного города-героя.

Всё началось с того, что полгода назад, в октябре 2013 г., в С-Петербурге в досуговом центре «Циферблат» собрался круглый стол, участниками которого стали молодые люди, неравнодушные к памяти Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда. О кино никто из них тогда и не думал. Их объединила друга цель, которую они сформулировали сами: «не дать забыть современной молодёжи о подвиге дедов и бабушек!»

По решению круглого стола, все участники взялись за сбор и сохранение воспоминаний и личных документов ныне живущих ветеранов войны и блокадников. В процессе обработки материалов отличились студентки факультета журналистики СПбГУ: Лизавета Ильина, Катерина Иванова, Маша Кандинская, Настя Башмакова, Алиса Москаленко, Аня Мякшина. В течение зимы девушки постоянно ездили в Пансионат ветеранов науки РАН в пригородный г. Пушкин с целью записать воспоминания ветеранов о Великой Отечественной войне. К делу будущие журналистки подошли исключительно профессионально: интервью с ветеранами проводились по всем канонам жанра — с предварительной проработкой материала и кропотливой подготовкой списка вопросов.

В результате расшифрованные и отредактированные материалы превратились в объёмный и содержательный свод новых подробностей о героической эпохе Великой войны. Когда этот труд попал на стол московского сценариста Виталия Хасанова, родилась коллективная идея создания фильма, в основу которого должен лечь пласт открытых воспоминаний петербургских ветеранов. Тогда же появилось и название будущей кинокартины. «В основу фильма легли воспоминания ветеранов войны и обороны Ленинграда, многие из которых являются заслуженными работниками науки, — объясняет продюсер проекта Екатерина Ефимова. — Мы начали собирать и записывать их материалы, когда замысел фильма ещё только рождался. Один из ветеранов в своём рассказе употребил интересное выражение. Он сказал, что в своей научной работе он вынужден был сделать перерыв на войну. Эта фраза как-то нам всем запала в память. Потом она стала рабочим названием будущего проекта, а затем и постоянным. По ходу работы изменился замысел фильма, но название его осталось неизменным».

Фильм сразу был задуман как экспериментальный. «Когда мы работали с историческими документами возникла идея поставить эксперимент: как действовали, что переживали бы современные молодые люди, окажись они в реалиях того военного времени», — говорит режиссёр фильма Вадим Березин.

Реализовать свой замысел творческая группа решила в жанре игрового кино. Задача эта не из лёгких, тем более, что фильм планировался быть некоммерческим, то есть без привлечения финансирования со стороны, чтобы осуществление художественного замысла не попало под давление коммерциализации шоу-бизнеса. Тем не менее горстка энтузиастов очень быстро разрослась и превратилась в большой коллектив, число которых в скором времени превысило полторы сотни добровольцев. Волонтёры из разных сфер откликнулись с готовностью: все, начиная от актёров, операторов и монтажёров, реквизиторов и реконструкторов, заканчивая ребятами, помогавшими с распространением информации, приняли самое деятельное участие в работе совершенно бескорыстно. При этом необходимо отметить, что все добровольцы — специалисты своего дела, состоявшиеся в своей области профессионалы. Среди взрослых актёров только профи: Дмитрий Гудим, Игорь Власов, заслуженная артистка России Ирина Конопацкая, Светлана Рюмина и др. Роли юных героев исполнили молодые актёры, уже имевшие серьёзный опыт в кино или на телевидение. Проекту без всякой личной выгоды уделяли своё время опытные операторы, монтажёры и гримёры, которых организаторы фильма привлекли в работу посредством широкого оповещения в профессиональной среде. Так, используя любые возможные средства и знакомства, молодёжная команда всего за полгода сняла короткометражный художественный фильм, получивший название «Перерыв на войну».

Этот фильм о современной молодежи, попавшей в экстремальную ситуацию, в реальности которой никогда не было, и, надеемся, не будет. «Сегодня в 13 часов 20 минут по московскому времени без предъявления каких-либо претензий к нашей стране и без объявления войны вражеские войска напали на Российскую Федерацию и подвергли воздушной бомбардировке наши города», — сообщает из радиоприёмника голос диктора.

Началась война. Разумеется, это художественная модель, целью которой является попытка на время поместить современных молодых людей в военные условия прошлого. При этом сюжет строится на реальных историях, произошедших с ветеранами в годы Великой Отечественной войны, когда они были совсем юными. Их судьбы «примерили» на себя вымышленные герои фильма — нескольких молодых петербуржцев, оказавшихся в заблокированном родном городе. Действие при этом происходит в наше время. Основной целью этого эксперимента является выявление живой связи между прошлым и настоящим, определяющей неразрывность времён. Это достигается через моделированное совмещение формы современности с историческим содержанием ушедшей эпохи.

Впрочем, данный эксперимент не имеет целью подвергнуть молодое поколение всем тяготам и ужасам, которые пережили их предки в военное лихолетье, будучи в таком же юном возрасте. В фильме практически нет сцен жестокости или масштабных военных действий. Наиболее жестокими сценами, которые можно увидеть в кадре, являются анимированные взрывы, а также попытка отнять у одной из героинь хлебные карточки.

Основной упор авторы сделали на моральные страдания героев. «С ужасами войны в той или иной степени знакомы все — по фильмам, книгам, рассказам… Мы намеренно избегали этого, — объясняет режиссёр Вадим Березин. — Думаю, что сегодня в фильмах о войне гораздо важнее не спецэффекты, а люди. Мы хотели показать моральные страдания, которые испытывают люди, оказавшиеся в ситуации войны». Таким образом в камерной обстановке герои фильма — современные блокадные петербуржцы — переживают многое, знакомое по рассказам ветеранов — блокадных ленинградцев.

В этом и заключается основной замысел авторов — события фильма «Перерыв на войну» воскрешают воспоминаниях блокадников. Как рассказал режиссер картины Вадим Березин, в процессе съёмок возникла идея включить их интервью в фильм в качестве эпилога. Тем самым достигается окончательный эффект живой связи поколений, взаимного проникновения прошлого и современности.

Денис Миронов-Тверской

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"