Почему Господь нашел нужным преобразиться перед своими учениками и явиться им в этом блистании лучезарного света, осиявшего Его, как отражение небесной славы? Какая цель Преображения?
Кондак праздника, который поется Православной Церковью в этот день, отвечает на этот вопрос.
«На горе преобразился еси, и, якоже вмещаху, ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты есивоистину Отчее сияние».
Наступали тяжелые дни, полные горя и муки неизъяснимой, — дни крестных страданий и смерти Господа. Слабая вера Его учеников должна была пережить страшное потрясение: им предстояло увидеть любимого учителя, их гордость и надежду, их Великого Пророка, Которого они искренно признавали могущественным Мессией, на кресте, окровавленного, израненного, распятого как злодея, окруженного позором и насмешками. Устоит ли их вера? Сумеют ли они сохранить преданность своему Равви? По-прежнему ли будут они признавать в этом опозоренном человеке, доведенном до последней степени страдания и тоски, того Мессию, которого они ожидали видеть в ореоле славы и земного блеска? Не отвернуться ли они от Него с грустью и болью за то, что он обманул их надежды и мечты?
Это было возможно.
И вот для того, чтобы укрепить их веру в Мессию-Победителя, чтобы поддержать их в минуты надвигающихся испытаний, надо было показать им хотя бы слабый отблеск будущей славы, ожидающей их учителя, не той славы, которая составляет украшение земных царствований, но нетленной славы Царствия Божия с его немеркнущей, вечной красотой святости и духовного величия. Пережив незабываемые минуты Преображения, они увереннее смогли смотреть на ужас и позор распятия и, чувствуя в душе копошащиеся лукавые сомнения, легко могли подавить их воспоминанием о лучезарном Фаворском свете. Неизбежно должна была явиться укрепляющая мысль: «Да, Равви умирает в позоре и бесчестии… Да, Он пригвожден ко кресту, но мы видели Его славу, как Единородного от Отца, видели Его власть и могущество, слышали небесный голос, свидетельствовавший о Нем, и несомненно знаем, что он мог бы избежать этого позора и страданий, если б хотел, пользуясь Своим могуществом и любовью Своего Небесного Отца, но… Он страдает. Ясно, что он Сам так хочет. Ясно, что Его страдания добровольные».
Вера в Учителя, в Его силу и в Его грядущую победу должна была остаться непоколебимой, несмотря на распятие и крестную смерть.
Свт. Василий Кинешемский.
Комментариев нет