Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Без покаяния не спасемся

14.06.12

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА СОСТОИТ ИЗ СОБЫТИЙ И ВСТРЕЧ. БЫВАЮТ ИЗ НИХ ТАКИЕ, КОТОРЫЕ МЕНЯЮТ СУДЬБУ. ИХ ПОСЫЛАЕТ ГОСПОДЬ. О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В СВОЕЙ СУДЬБЕ, А ТАКЖЕ О СОВРЕМЕННЫХ ИСКУШЕНИЯХ православных христиан ЖУРНАЛУ «СЛАВЯНКА» РАССКАЗЫВАЕТ АРХИЕПИСКОП ЛИПЕЦКИЙ И ЕЛЕЦКИЙ НИКОН.

Владыка Никон, расскажите, пожалуйста, как Вы выбрали монашеский путь? Какую роль сыграла в этом Ваша семья?

Мои родители были верующими людьми, и с самого детства я видел пример их благочестивой жизни. Храм от нашей деревни находился в пятнадцати километрах. При нем я и окончил первые четыре класса образования. Мы всей семьей ходили на службы, причащались по большим праздникам. Помню, мы, дети, уставали очень, а особенно было тяжело на Пасху и на Рождество, когда всю ночь на службе отстоишь, и нужно обратно пятнадцать километров идти. Но все равно такая тихая радость на сердце была... Придем домой разморенные, чуть поели — уже разговелись да и спать. А мама красила по полсотни яиц. Ой, как мы ждали этих яиц! Берем десяток, на лугу катаем, у кого разобьется — тому поражение. Вот так мы играли. Все было с Богом.

А места, где мы росли, были такие благодатные, святые. В соседней деревне протекал Тюшевский святой источник, который был очень любим народом. Каждый год после Пасхи на источник приезжало множество людей. Паломники приходили пешком за двадцать километров. С одной стороны источника был пологий берег высотой около двухсот метров, и склон этого берега весь был заполнен народом. А сколько было болящих! В источник окунались и исцелялись от псориаза, многих других болезней. А времена были тяжелые для Церкви. В дни, когда на источнике было многолюдно, милиция приезжала и забирала людей, на машинах отвозила в поле, высаживала и — иди, куда угодно! Но люди не боялись, возвращались обратно на источник. Вот какая борьба была. По нашей деревне протекала река Кузьминка, вдоль ее каменистого берега всюду били родники, из которых мы всегда пили воду, и мы были уверены, что Тюшевский источник освящал все эти воды. И люди в этих святых местах не могли не думать о Боге.

У нас дома была старинная икона преподобного Сергия Радонежского, украшенная фольгой. Мама всегда молилась перед этой иконой. Однажды папа решил заменить фольгу, которая от времени закоптилась, и украсил икону новой цветной фольгой. Икона засияла! А через неделю после этого мы по облигациям выиграли деньги, это было большое подспорье для нашей семьи. Как же была благодарна Господу моя мама! Она нам говорила: «Дети, становитесь на колени, благодарите святого угодника Сергия, это же по его молитвам Господь нам послал такую милость!»

Так прошло мое детство. До сего дня вспоминаю, какой же хорошей была деревенская жизнь! Мы ходили по пролескам, собирали грибы, ягоды и очень любили играть в лапту. Все было просто, чисто, правильно, как на ладони перед Богом.

А потом мы купили небольшой домик на окраине Липецка и переехали туда. Здесь у меня началась совсем другая жизнь. Я продолжил учебу в школе. Окружение здесь было совсем другое, городская молодежь сильно отличалась от деревенской... Но все равно я ходил в храм Рождества Христова, причащался. Думаю, от тлетворного влияния города меня берегла молитва моей мамы. Она же меня и привела к решению поступать в семинарию после армии.

Господь ведь ведет нас по жизни, но мы не всегда понимаем, не видим Его Промысла в том или ином событии. И только спустя годы вспомнишь какого-то человека, какую-то ситуацию и поймешь, почему так все произошло... Когда я уже вернулся из армии, мой племянник Павел, он сейчас служит у меня иподьяконом, серьезно заболел, от сильного испуга у него начались эпилептические припадки. И сестра решила, что нужно съездить к матушке схимонахине Антонии (Овечкиной), которая очень помогала детям. И вот мы приехали в село Евграфово, это в Тамбовской области. Помню, как мы вошли в маленькую деревенскую избу — кругом по стенам иконы, огромная Иверская икона Божией Матери в центре. Сама матушка Антония не ходила и лежала в кроватке. Она посмотрела на меня и говорит своей келейнице схимонахине Филарете: «А вот Николай наш». Я тогда не понял, что она имела в виду, сказав — «наш»? И только спустя много лет, когда принял монашеский постриг, я вспомнил эти ее слова.

В юности я всегда был очень подвижный, активный, был заводилой в компании. Но почему-то все время складывалось так, что если мне нравилась девушка, я ей не нравился, и наоборот. И я все думал, ну почему ж так происходит? И только спустя годы осознал, что Господом мне предназначен другой путь. Когда я после армии некоторое время работал на заводе, меня решили назначить парторгом цеха и направить на учебу в институт стали и сплавов. Но к тому времени я уже понял, что мне это совсем не интересно. Незадолго до этих событий, перед своей кончиной, матушка Антония благословила меня ехать к отцу Власию (Болотову). У него в послушании я научился читать на церковно-славянском языке, петь на клиросе. Затем я ушел с завода и поступил в Одесскую семинарию.

Владыка, расскажите, пожалуйста, о начале своего служения.

После окончания семинарии отец Власий благословил меня подавать документы в академию и писать прошение о рукоположении в дьяконы. И я написал. Но ректор вызвал меня и сказал: «Женись, тогда рукоположим!» Меня как ледяной водой окатили! Я готовился к постригу, а тут «женись»! Ну, решили мы с отцом Власием подождать. Только спустя три года меня рукоположили в дьяконы, затем в иереи, я проходил испытание целибатом (целибат — от лат. «неженатый», в Православии — обязательное безбрачие монашества — ред.). Но меня так и не постригли в монахи, а вместо этого после недели стажировки отправили служить на приход. Когда местные бабушки увидели меня, воскликнули: «Ой, да ему в храме только с тарелкой деньги собирать!» На этом приходе я прослужил четырнадцать лет. С Божией помощью мы с прихожанами открыли столярную мастерскую, начали расписывать храм, обновлять фрески, вырезали иконостас, ремонтировали и всячески благоукрашали храм.

Но ведь у Господа все не просто так. В положенное время (спустя два года после назначения на этот приход) я принял монашеский постриг с именем Никон в честь преподобного Никона Киево-Печерского. А через год после пострига владыка Ювеналий (Тарасов) благословил меня поступать в академию. А мне так не хотелось, я развел такую бурную деятельность на приходе! Но владыка настоял на своем. Чтобы быстрее окончить академию, сдавал предметы экстерном и закончил ее за пять лет.

Наш приход был один на всю округу, куда входили села Воронежской, Тамбовской и Липецкой областей. Мне приходилось ездить на требы по селам в разные концы края. Бывало так, что выезжаешь с утра и приезжаешь затемно. На дому приходилось причащать по триста человек. Потом со временем эти люди стали приезжать к нам в храм, и на Литургии причащалось по 350 человек. Дело в том, что наш приход находился в отдаленном месте, и сведения о том, что у нас происходит, не доходили до «центра». Поэтому к нам ездили очень многие работники областных структур, не боясь, что о них доложат «куда надо». Однажды у меня одновременно крестилось 74 человека! Слава Богу!

Владыка Никон, как Вы смотрите на предложения о модернизации богослужения: введение русского языка, упрощение Таинства Исповеди, сокращение богослужений и постов?

Ни в коем случае нельзя вводить русский язык в богослужебную практику. Люди, которые нам оставили эти тексты, были великими людьми, они были провидцами. Они прекрасно знали и русский язык, но посчитали нужным составить богослужебные тексты на церковно-славянском. Церковно-славянский язык очень красив, мелодичен, на нем прекрасно и пение, и чтение.
По поводу упрощения Таинства Исповеди. Без покаяния и исповеди человек не спасется! Праведный Иоанн Кронштадтский, который после общей исповеди разрешал около пяти тысяч человек, не имел возможности читать разрешительную молитву над каждым, ему бы не хватило и недели. Сейчас, к сожалению, многие батюшки без особой нужды регулярно проводят общую исповедь и благословляют прихожан после нее причащаться, не накрыв голову каждого епитрахилью и не прочитав над каждым разрешительной молитвы. Это недопустимо! Обязательно нужно накрывать голову исповедника епитрахилью и читать над ним разрешительную молитву. Для церковных треб святые отцы оставили нам молитвы, чины, и мы должны обязательно их соблюдать. Я знаю примеры, когда священники во время Таинства Соборования исключают некоторые молитвы, чтение Апостола — это категорически недопустимо.

Все эти изменения и сокращения очень плохо повлияют на нашу духовную жизнь. Мы через эти сокращения забудем Бога, и Его «сократим». Если мы не будем соблюдать церковные правила, мы не будем в церковной ограде. Святые отцы приводят пример: если коня не поместить в ограду, он может сам себя покалечить. Нашей оградой являются Божии заповеди, установленные Церковью правила. У меня как-то тоже появлялись мысли о том, что людям тяжело выстаивать такие длинные службы, может, действительно стоило бы их сократить. Я сказал об этом схиархимандриту Виталию (Сидеренко), на что он мне ответил: «Напротив, чем длиннее служба, тем людям легче становится, тем больше они исцеляются». И привел пример: «Есть большая разница в том, как мы отпеваем покойника. Если мы пропели ирмос, прочитали ектению и все, то близкие не успокаиваются, они продолжают скорбеть по своему ушедшему человеку. А если прочитать и пропеть все полностью, то им станет легче». У меня в храме бывало в день по 3-4 отпевания. Я стал наблюдать за людьми и убедился, что, в самом деле, после сокращенного отпевания родственники покойного уходили неутешенными.

Владыка, что Вы думаете о возрождении института старчества?

Хорошо бы найти таких людей, которых можно было бы сделать старцами... Но сейчас засилье младостарцев, они пытаются предсказывать, пророчествовать. Один игумен не благословил женщину на операцию, а велел ездить по монастырям, и сказал, что тогда болезнь отступит. Спустя какое-то время она приходит ко мне и говорит, что сделала все, как этот игумен ей велел, но болезнь не отступает. Конечно, я отправил ее к врачам делать операцию. Интересно, почему же этот игумен свою мать не отправил исцеляться таким образом, а сразу повез ее к врачам?

Когда мы собирались у схиархимандрита Виталия, прихожане его часто спрашивали: «Батюшка, я болею, что мне делать?» Батюшка всегда их спрашивал: «А что сказали врачи?» Если врачи говорили делать операцию, он говорил: «Бог благословит. Иди, делай операцию». Я, тогда еще молодой священник, спрашивал у схиархимандрита Виталия: «Что ответить человеку, который спрашивает совета, выйти ли ей замуж, уйти ли с работы, поменять ли дом?» Он мне отвечал, что сначала нужно три дня молиться об этом человеке, и тогда Господь может открыть, как ответить и что ответить.

Какие наиболее сильные искушения, на Ваш взгляд, испытывают современные христиане?

Многие сегодня только начали приходить к вере, к Богу. А у новоначальных всегда большое рвение, часто не по силам и не по разуму. Они сами стремятся совершать подвиги и от других требуют того же. Приведу такой пример. Одна женщина пришла к батюшке и увидела, что у него в пост на столе скоромная пища. Это ее так смутило, что она чуть веру в Бога не потеряла. Ведь батюшка должен быть примером для своих прихожан, а тут — нарушение поста! Ей объяснили, что, возможно, батюшка вкушает скоромную пищу по болезни. Вот какие искушения приходят к новоначальным. Надо помнить, Господь нам всем судья. Человек может согрешить, но он может и так покаяться, что приобретет! А мы, его осудив, намного больше потеряем.

Что делать, если видишь серьезные прегрешения, в том числе и против заповедей Божиих, со стороны священноначалия?

Ну, что сказать... Батюшку ведь не расстреляешь. (Улыбается.) Вспомним случай, когда пьяные монахи упали с мостика в лужу и их стали обзывать свиньями, а Матерь Божия сказала: «Свиньи, но Мои». Святые отцы говорят: когда человека ведут к царю, его моют, одевают, украшают. А если священник в чем-то согрешил, то его и тем паче очищают перед тем как он предстанет ко Престолу Всевышняго. Первоначально у меня тоже была такая ревность, хоть я и не осуждал священника, если видел, что он, например, выпивает, но рассказывал такой случай. Один иерей был болен раком головного мозга и попросил, чтобы его отвезли к Симеону Столпнику, который в то время многих исцелял. Святой, провидев, что к нему едет этот больной, послал своего послушника к нему навстречу. Святой Симеон велел ему окропить больного святой водой. Послушник встретил путника на дороге, окропил его святой водой, и тот исцелился. Недавний больной приехал к Симеону Столпнику уже с благодарностью за исцеление. Святой же сказал ему: «Знаешь ли, отчего ты так тяжело болел? Это за то, что ты очень жестоко обращаешься с людьми и за то, что ты идешь совершать Литургию после того, как вступишь со своей супругой в близкие отношения». Вот так. Я семь лет был духовником епархии и в свое время с амвона «резал» все подряд. Сейчас стараюсь сглаживать. Но говорю священникам: вы болеете, а потом на Бога ропщете, что Он послал вам такую болезнь, хотя сами во всем виноваты. Почему сейчас священники попадают в катастрофические ситуации и погибают? Потому что они выработали свои «ресурсы» благочестия. Они уже больше ничего хорошего, доброго, благочестивого не покажут в своей жизни. Они втянулись в эту мирскую жизнь.

Владыка Никон, как Вы оцениваете духовный потенциал современной молодежи?

У молодежи две крайности: состояние, когда человек считает, что Бог его не видит, все дозволено и состояние прелести, когда молодой человек начинает брать на себя непосильные подвиги. Отсюда начинается осуждение руководства светского и духовного. Эти люди считают, что правы только они, а остальные живут неправильно. Такое отношение к жизни может погубить не только их, но и тех, кто вокруг. Поэтому с молодежью нужно работать. Приведу пример: один старец стал рассказывать ученикам о духовном, и они заснули. И тогда он начал рассказывать историю про то, как один человек продал осла другому. И когда они шли, покупатель говорит продавцу: «Вот тень от осла, иди в тени, тебе так будет легче». А тот говорит: «Нет, не могу там идти, я тебе осла продал вместе с тенью». А другой отвечает: «Но я-то тень не покупал, я купил только осла». И ученики, услышав этот рассказ, тут же проснулись. И спрашивают старца: что же было дальше? Так и с нынешней молодежью нужно говорить на доступном языке о Евангелии, тогда молодые люди будут с удовольствием слушать. Когда я учился в семинарии, Новый Завет нам преподавал митрополит Агафангел Одесский. Он так говорил, как ручеек лился, но под этот «ручеек» все, конечно, засыпали и время от времени вздрагивали — вдруг поднимет, да спросит. Некоторые мои проповеди печатаются в «Задонском паломнике», я стараюсь говорить как можно проще и с примерами. Мне иногда даже архиереи говорят: «Владыка, ты мне свой „Паломник“-то пришли, может, я там чего вычитаю». Cчитаю, что нынешней молодежи еще нужно «молоко», т.е. духовная пища, которую им удобно переварить. И постепенно, из возраста в возраст, нужно добавлять богословие. А сначала нужен Закон Божий и прописные церковные истины. Старцы советуют начинать свой духовный рост с жития святых. А потом уже «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, Поучения аввы Дорофея, «Добротолюбие», Омилии святителя Григория Паламы, потому что даже не все священники могут постичь эти вершины.

Владыка, что бы Вы посоветовали современным молодым семьям?

Помнить, что без Бога семью построить нельзя! Многие молодые венчаются, а спустя время приходят и говорят: мы повенчались и думали, что будем жить дружной, мирной семьей, а у нас ссоры, раздоры. Надо понимать, что венчание — это не гарант семейного благополучия. Венчанием Господь благословляет людей, чтобы они строили совместную семейную жизнь по Его заповедям. Молодые супруги должны знать, что без помощи Божией никакими методами невозможно потушить пожар ссор и раздоров. Только благодатью Божией, через таинства Православной Церкви можно сохранить семью.

Очень важно, чтобы и муж, и жена были верующими. В этом случае они обязательно привьют страх Божий и любовь к Богу своим детям. Многое было разрушено в атеистические годы, теперь восстанавливать это очень трудно. Сейчас открыто не говорят, что Бога нет. Но в то же время и не исповедуют Его открыто. А дети принимают ту сторону, где легче жить, где не нужно нести никакой ответственности, где не надо тратить много сил. Эта сторона — вседозволенности. Какое мышление сейчас прививают компьютерные игры? Там игрок только и переживает, что не убил или не догнал. С детства нужно объяснять детям, что такое грех, почему грехом мы обижаем Бога, что такое страх Божий.

Не ленитесь утром дать святой воды детям и напоите ею мужа, дайте им кусочек просфоры или антидора. Нужно не просто говорить, а возделывать в душах своих детей такую почву, которая даст благородные плоды. А почва эта возделывается молитвой, постом и добрыми делами.

Материал подготовили монахиня Агафона (Шнейдер) и Елена Волкова.

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"