Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Без православия у России нет будущего

03.10.11

Все начинается с малого. Море — с ручья, любовь — с симпатии. А вот с чего начинается жизненный путь? Чем руководствуется человек, осознанно вставая на него? Как не свернуть с пути праведного в наш непростой век искушений и соблазнов? Как духовный пример верности Христу может стать ориентиром? Такие вопросы мы поднимаем в беседе с митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором.

Ваше Высокопреосвященство, расскажите о Вашем детстве, о родителях.

Родился я в 1941 году, за месяц до войны. Мои родители, Василий Николаевич и Александра Ивановна Кириченко, были железнодорожниками, жили в 120 км от Ленинграда, на станции Веймарн. Раннее детство прошло в эвакуации на станции Ершово, Саратовской области, об этом времени у меня осталось немного воспоминаний. А вот послевоенное трудное время я помню хорошо. Отец много работал, но денег все равно не хватало, и мама уходила менять вещи на продукты, чтобы прокормить троих детей. С нами оставалась старшая сестра Маша, на которую рано легли взрослые заботы — и по хозяйству, и о нас с братом. Подростком я летом помогал пастуху смотреть за стадом и даже заработал себе на велосипед. Представляете, что такое было по тем временам иметь велосипед? Ведь рейсовых автобусов тогда не было. Ближайший храм — во имя Воздвижения Креста Господня — находился в семи километрах, в селе Ополье. Отец сам любил храм и нас с детства приучил каждый воскресный и праздничный день ходить на службу, какая бы ни была погода. А когда появился велосипед, вообще стало легко добираться до храма.

Мама тоже была очень набожной и очень хотела, чтобы я избрал путь служения Господу. Я помню мамину стойкость в вере. Однажды к нам домой пришли из школы и начали пугать маму, что отберут у нее детей и отправят в детский дом, если она не перестанет воспитывать нас в вере. Но мама не испугалась, не отреклась, не стала обещать, что «исправится», а просто сказала, что у них ничего не выйдет, потому что нас защищает Сам Господь Бог. Думаю, именно такие уроки — не показные, а являющиеся частью жизни, — навсегда усваиваются детьми.

Как Вы выбрали монашеский путь? Какую роль в выборе жизненного пути сыграла Ваша семья?

Выбор монашеского пути я совершил много позднее. А вот что касается пути в целом, то, конечно, и личный пример родителей, и горячее желание мамы, и взвешенный мудрый подход отца не могли не сказаться на моем выборе. После окончания школы на семейном совете было решено отправить меня для окончательного самоопределения в Сумскую область, к дяде-священнику. За год в Лебедине под надзором опытного и строгого священника я не только усвоил обязанности алтарника и пономаря, церковный устав, церковное чтение и пение, порядок и чин богослужений, но и понял, что иного пути себе и помыслить не могу. Дальнейшее — Ленинградская духовная семинария, затем — академия. На последнем курсе академии я подал прошение о монашеском постриге. Несколько раньше обратился за духовным советом к одному из глинских старцев, схиархимандриту Андронику, который после закрытия Глинской пустыни подвизался в Грузии, и он передал мне ответ: «Труден и тот, и другой путь. Но Николаю (это мое имя в миру), если он женится, будет труднее служить». Вот тогда я, наверное, и решил окончательно, что лучше выбирать путь, на котором легче служить Господу. А поддержал мой выбор митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), он же и совершил постриг в своей домовой церкви 5 января 1967 года.

Кто был Вам примером в духовной жизни?

Слава Богу, мне встретились замечательные священники, которые в разное время подавали мне пример ревности по Бозе, пастырской мудрости, строгости, терпения и любви. Это и упомянутый мой дядя — протоиерей Илия, это и священник Игорь Ранне из Ополья, первого храма, где я служил, это и преподаватели семинарии и академии, и архимандрит Клавдиан из Старой Руссы. Но особо хочу отметить глин­ских старцев, среди которых был схиархимандрит Андроник, и митрополита Никодима (Ротова). В годы хрущевских гонений на Церковь он практически спас от закрытия Ленинградские духовные школы, и не только их. Для меня он стал примером «человека Церкви» — другого смысла жизни у него не было. Перед постригом я смущенно сказал ему, что у меня нет монашеских одежд. А он ответил: «Молись, чтоб Господь просветил одеяния души твоея, а об этих одеждах я сам позабочусь». Я запомнил эти слова навсегда, и храню благодарную молитвенную память о митрополите Никодиме. Впоследствии он возглавил мою епископскую хиротонию. И далее многократно помогал мне в разных нелегких обстоятельствах служения в те непростые годы, когда безбожная власть всячески притесняла Церковь.

Владыка Исидор, расскажите, пожалуйста, о первых годах своего служения.

После рукоположения меня назначили настоятелем Крестовоздвиженского храма села Ополье, моего первого храма. Знаете, это самое сложное — придти туда, где тебя знают с детства, где зовут Колей, в то время как ты уже — иеромонах Исидор. Но если это испытание выдержишь, дальше будет легче. Вторым моим храмом стал Покровский храм на Козьей горе. Он действительно располагался на горе, а с двух сторон горы лежали две деревни, жители которых и были прихожанами. Лес, уединение — что еще нужно монаху? Не случайно святой праведный Иоанн Кронштадтский любил Козью гору, там было подворье женского монастыря, который он окормлял, и жили духовные чада отца Иоанна. Милостию Божией и заступничеством святого в храме сохранились иконы. С Козьей горы вышли еще два архиерея Русской Православной Церкви: архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Завгородний) и архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов). Потом была Старая Русса, древнейший город с огромной историей и древней культурой, где я служил в Георгиевском храме. Между прочим, в свой первый приезд в Старую Руссу Федор Михайлович Достоевский жил на даче у священника именно Георгиевского храма. Там, в Старой Руссе, я был возведен в сан игумена.

А в 1975 году митрополит Никодим назначил меня преподавателем богослужебной практики Ленинградской духовной семинарии и благочинным академического храма святого апостола Иоанна Богослова. Очень ярким духовным событием стало для меня посещение Святой Горы Афон в 1976 году. Представляете, из советского атеистического государства, где даже колокольный звон запрещен, попасть в монашескую республику... Это стало и духовной поддержкой, потому что незадолго до этого отошел ко Господу мой отец.
В июне 1977 года семь архиереев Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Никодимом совершили мою хиротонию во епископа. Я был назначен на Архангельскую кафедру и десять лет управлял ею.

Еще одна характерная черта митрополита Никодима. 1977 год — время дефицита, сегодня даже трудно представить, что в магазине нет ткани, а тогда удивительным было, если ткань была. И вот митрополит Никодим привез мне из-за границы отрез фиолетовой ткани на мантию. И даже источники (это такие ленты) и скрижали — все это подарок митрополита Никодима, а сшито все было в академической мастерской.

Ваше Высокопреосвященство, какие духовные цели Вы ставили перед собой, когда возглавили Екатеринодарскую епархию?

По счастью, никаких новых целей мне ставить не нужно было: все уже давно определено в Церкви. Если же речь идет об особенностях их осуществления в те годы, то могу сказать, что мы все тогда жили в ожидании празднования 1000-летия Крещения Руси. И наши упования сбылись. Именно эта дата стала поворотной, после нее, по верному определению, началось «второе крещение Руси». Мне радостно от осознания того, что юбилейные торжества в Краснодаре в 1988 году возглавил тогда митрополит, а ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По его благословению началось возрождение духовной жизни на Кубани.

В 1987 году на пятимиллионной Кубани и Адыгее было всего 76 приходов, большинство из которых имели вместо церквей молитвенные дома. Для сравнения, в начале XX века на Кубани в трех соборах и 360 приходских церквах служило 377 священников, 152 диакона и 366 псаломщиков. Для начала я поставил задачу добиться хотя бы дореволюционного числа приходов, и к 2006 году уже были сопоставимые цифры. К слову, если бы из состава нашей епархии не была выделена Адыгейская и Майкопская епархия, это произошло бы гораздо раньше. Сегодня в епархии уже более четырехсот приходов, но Святейший Патриарх во время своего визита в декабре 2010 года заметил, что для такого густонаселенного края, как Кубань, этого недостаточно. Губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачев тогда же пообещал поддержку, а недавно состоялось собрание благочинных, на котором совместно с администрацией края решались вопросы о конкретных населенных пунктах, где появятся новые храмы.

С чем был связан Ваш перевод с северо-западного региона страны на Кубань? И сложно ли было Вам принять данность своего нового служения Церкви в условиях многонационального края?

Любые переводы в Церкви осуществляются в соответствии с ее нуждами, касается ли это прихода или епархии. Архангельская епархия в то время была по территории в три раза больше и включала в себя Мурманскую область и Республику Коми, так что некоторый опыт служения в многонациональном регионе у меня был. Но Краснодарский край — совсем особый. Здесь с незапамятных времен жили и славяне, и греки, и адыги (общее название близкородственных народов в России, объединяющее адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов — ред.), а всего на территории края проживает более 100 национальностей. В 1987 году национальный вопрос уже начинал обостряться, а затем прибавилось еще и желание некоторых сил разжечь религиозное противостояние. Но этого удалось избежать, благодаря совместным усилиям религиозных лидеров Кубани. Сегодня мы большинство спорных вопросов решаем вместе, часто выступаем с совместными заявлениями по общественно-политическим вопросам, особенно если они касаются духовно-нравственного состояния общества. Я нахожу взаимопонимание и у заместителя муфтия ДУМ РА КК Фарида Маджидовича Рашиди, и у главы епархии Армянской апостольской церкви Юга России епископа Мовсеса Мовсесяна, и у председателя общины святой апостольской соборной Ассирийской Церкви г. Краснодара Рубена Суреновича Алексанова, и у главы еврейской общины города Краснодара Юрия Изяславича Ткача. И могу ответственно заявить, что никаких объективных причин для межрелигиозных столкновений на Кубани нет. Правда, и успокаиваться нельзя, потому что Кубань неожиданно для себя стала приграничным регионом. Сразу за Адлерским районом города Сочи начинается Абхазия. А потому сохранение мира и единства — главнейшая задача, которую хорошо понимают и светские власти, с чьей стороны мы чувствуем постоянную поддержку. А всей нашей пастве и я, и духовенство епархии не устаем напоминать, что члены Церкви связаны между собою не общностью национальности, языка, а иной общностью, более высокой — единством веры и единством духовной жизни.

Известно, что у Екатеринодарской и Кубанской епархии и департамента образования и науки Краснодарского края существует договор о сотрудничестве. Он касается духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Расскажите, что дает такое сотрудничество и какие еще существуют формы и методы усиления влияния Церкви в деле духовно-нравственного воспитания молодежи?

Краснодарский край — один из немногих регионов России, где на протяжении ряда лет преподается предмет «Основы православной культуры». Более того, благодаря нашему договору, в районных управлениях образования появились муниципальные координаторы этого предмета, для которых мы совместно с департаментом проводим семинары и форумы, где происходит обучение, обмен опытом, обозначаются проблемы в деле духовно-нравственного воспитания и вырабатываются пути их решения. Постоянной формой, суммирующей опыт нашего сотрудничества, стали Всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения, которые в этом году пройдут в семнадцатый раз.

Разумеется, это не единственная форма духовно-нравственного воспитания молодежи. На Кубани полюбили фестиваль «Величай, душе моя...», в котором принимают участие певческие коллективы, солисты, представители православной авторской песни со всего края. Фестиваль православных фильмов «Вечевой колокол» стал своего рода «Фестивалем фестивалей» православного кино не только России, но и Украины, Беларуси, Сербии.

Молодежь можно и нужно воспитывать через искусство, культуру, которые выросли когда-то из культа и хранят в себе следы религиозного происхождения. Если Церковь отстранится от культуры, нашу культуру захватят, и уже почти захватили, пошлость и цинизм.

Еще один важный аспект — это воспитание патриотизма у молодых людей, который был бы свободен от языческого элемента национализма, а опирался бы на всю историю нашего Отечества, сформировавшегося на основе Православия.

В наши времена все дороги к храму открыты, но людей, идущих в храм, весьма мало. В чем, на Ваш взгляд, причина? И как помочь людям найти путь к Богу?

Вы говорите, мало? Это хорошо, что Вы так говорите, значит, у людей формируется представление о том, что в Церкви должно быть людей как можно больше. Вернусь ко времени, когда я прибыл в Краснодар. В городе было всего два храма, и полными они бывали только в самые великие праздники. Сегодня — более трех десятков храмов, и не пустуют даже в будни. Но Вы правы в том, что воцерковляющихся стало меньше. Нет уже того притока, что был заметен в 1990-е годы. Знаете, обычно очень взаимосвязаны охлаждение благочестия и повышение уровня благосостояния. Испытание достатком не все выдерживают. Ведь не случайно в Священном Писании признаком приближающегося конца мира названы не войны или катастрофы, а мир и безопасность (1 Фес. 5, 3). Человек успокаивается и перестает обращаться к Богу за помощью, забывает Его. Но забвение Бога приводит к самым страшным последствиям: к духовному оскудению, разрастанию греха. Недавний кризис был напоминанием всему миру, что мы достигли опасной черты. Кризис ведь в переводе с греческого означает «суд».

Но это не значит, что мы должны где-то в сторонке ждать Суда Божия. Церковь должна стать социально активной, о чем постоянно напоминает Святейший Патриарх. Мы усиливаем работу с молодежью, с социально незащищенными людьми, словом, там, где мы всего нужнее. Дети и старики — самые уязвимые группы. Но и самые благодарные. Я всегда радуюсь, когда причащаются дети и молодые люди. Радуюсь за них, за их будущее и за будущее Церкви Божией.

Владыка, расскажите о своих взаимоотношениях с казачеством.

Этим отношениям уже более 20 лет. Кубанское казачье войско датой своего возрождения считает 14 октября 1990 года. Тогда, в день праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, на первом казачьем съезде было создано общественное объединение Кубанская казачья Рада. И с первых дней кубанское казачество стало возрождаться как казачество православное. Казаки попросили благословить им войскового протоиерея и сразу же включились в охрану порядка во время церковных праздников, при проведении крестных ходов. В 1991 году кубанские казаки участвовали в крестном ходе во главе со Святейшим Патриархом, иерархами и священнослужителями Русской Православной Церкви для перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево, во вновь открытую Дивеевскую женскую обитель. И до сего дня ни одно крупное церковное мероприятие не проходит без участия казаков. Молодые казаки, вступая в Войско, приносят присягу в храме. В казачьих кадетских школах и классах обязательной дисциплиной является Закон Божий. Совместными усилиями Церкви, казачества и краевых властей восстановлен войсковой собор во имя святого благоверного князя Александра Невского. И это только малая толика. Вообще же, чтобы рассказать о взаимоотношениях с казачеством, не хватит даже отдельного интервью.

Вы призвали казачество выступить против ювенальной юстиции. Расскажите, пожалуйста, об этом.

В целом Русская Православная Церковь не поддерживает ювенальную юстицию в том виде, в котором она предлагается сегодня некоторыми прозападными ревнителями. На Кубани существует мощное движение против ювенальной юстиции, регулярно проводятся круглые столы, собрания, стояния, где представители самых разных общественных сил говорят об опасности ювенальных технологий. Я неоднократно выступал на такого рода мероприятиях, в том числе и перед казаками. Для казаков ювенальная юстиция не просто неприемлема: она вступает в противоречие с укладом казачьей семьи, где нормой в отношениях являются уважение, почтительная любовь младших к старшим, забота старших о младших, где невозможно себе представить, чтобы ребенок попытался судиться с отцом за то, что его посылают, к примеру, копать картошку на огороде. Казаки по образу жизни и по духу своему — защитники. Защитники Отечества, семьи, Церкви. И если они возмущены ювенальной юстицией, значит, в ней есть сущест­венный изъян.

Существуют ли традиции, отличающие казачью семью от русской?

Я бы не стал противопоставлять казаков и русских, потому что казачество при всей своей полиэтничности прежде всего славянское, русское. Но поскольку Россия огромна, то быт и традиции на разных ее территориях могут отличаться. Запорожские казаки, переселившиеся на Кубань, не имели семейных традиций, потому что в Запорожской Сечи казаки не женились, а, состарившись, доживали свой век в Киево-Межигорском монастыре. Правда, о них можно сказать, что это была одна большая семья, где были распространены такие обращения, как «батько» и «сынку». Но после упразднения Сечи и переселения на Кубань теперь уже черноморские казаки начали жениться. Может быть, как память о сечевом единстве, повелось, что казачья семья — это прежде всего большая семья, в которой вместе с отцом и матерью проживают и женатые сыновья. Рождение каждого нового ребенка воспринималось как радость, особенно это относилось к мальчикам, при рождении которых выделялся земельный пай (на девочку — только половина пая). Так что сын уже сразу воспринимался и как будущий защитник, воин, и как кормилец. Подчеркнутое уважение к отцу семейства выражалось в том, что все члены семьи его называли только по имени-отчеству и на «вы», а жена была обязана мыть мужу ноги. В кубанской станице невозможно было представить себе главу семьи — пьяницу или нерадивого хозяина: такого могли запросто выслать из станицы. Также никогда не бросали на произвол судьбы сирот и вдов: общество брало на себя попечение о них, а детям назначало опекунов.

Как, на Ваш взгляд, можно возродить национальные традиции и насколько это важно сейчас?

Большая семья — это не просто важно, это вопрос жизни и смерти для России. Сегодня на детей не дают земельные паи, но государство стало выделять материнский капитал, что способствует повышению рождаемости. Но у казаков было еще одно существенное отличие — горячая вера. Она-то и определяла крепость семьи, отношение к детям, вдовам, сиротам. Традиция без веры умирает уже в третьем-четвертом поколении, что мы и видим сегодня повсеместно, в том числе и в кубанской семье.
Вот что нам нужно возрождать — нашу православную веру, а не некие условные традиции, более подходящие этнографическому музею или фольклорному ансамблю.

Еще поэт сказал про женщин в русских селеньях, как нельзя точно его слова относятся к казачкам, которые известны своей крепостью, мужеством и, порой, крутым нравом. Но за окном XXI век — век феминизма. Как женщине не переступить грань, отличающую ее от мужчины?

Крутой нрав казачек был подстать еще более крутому нраву казаков. Пограничная жизнь выработала и скорость принятия решений, и готовность при нужде взять в руки оружие. В Кубанском казачьем войске 4 сентября традиционно проводят Липкинские поминовения в память о массовом героизме казаков 3-4 сентября 1862 года, когда 32 казака с сотником, урядником и канониром противостояли трем тысячам пеших и тысяче конных врагов. И всегда отдельные слова благодарной памяти посвящены Марианне Горбатко, жене сотника, которая приехала проведать мужа и героически погибла вместе с ним.

Сотник Горбатко рубился шашкой. Его свалил пистолетный выстрел, противники бросились к офицеру, чтобы отрубить ему голову, но на их пути встала женщина. Одного она убила выстрелом, другого заколола штыком. Атакующие оторопели: чтобы женщина шла на них со штыком наперевес... Через минуту ее изрубили шашками.

Но никогда казачкам не был свойствен даже намек на феминизм. Они всегда уважительно относились к мужьям, признавая их главенство, а также к старшим. И детям прививали это уважение и почтительность. Это были настоящие молитвенницы о своих мужьях, большую часть жизни проводивших в военных походах, замечательные матери, хранительницы крепких больших семей. Думаю, в этом главное отличие. До тех пор, пока женщина помнит о том, что она — жена и мать, а в этом ее никто не сможет заменить, она не перейдет черту. К сожалению, во многом к феминизму современных женщин подталкивают мужчины, которые не желают брать на себя ответственность за семью, детей.

Посоветуйте, владыка, какие качества нужно воспитывать в себе современным молодым людям, чтобы создать здоровую семью?

Здоровая семья предполагает и духовное, и физическое здоровье. Конечно, молодой человек не должен поддаваться пагубным пристрастиям — табаку, алкоголю, не говоря уже о более страшных вещах. А для этого у него должна быть осознанная воля к добру, которая формируется при опоре на традиционные духовные ценности. Мужчина — будущий глава семьи. И это не главенство деспотии, а главенство любви. Святитель Василий Великий говорил: «Как при потрясении основания ниспровергается все здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь. Смотри: мир состоит из городов, города — из домов, домы — из мужей и жен; поэтому, когда настанет вражда между мужьями и женами, то входит война в домы; а когда они мятутся, тогда неспокойны бывают и города; когда же города приходят в смятение, то по необходимости и вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами». Так что мужчина несет главную ответственность и за мир в семье, и за мир в мире. А качества — они универсальны: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (ср. Гал. 5, 22-23).

Владыка, дайте, пожалуйста, свой пастырский совет тем, кто ищет свою вторую половину.

Приведу снова слова святителя Василия Великого: «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, муж, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви». Если юноша с таким отношением будет искать спутницу жизни, то, думаю, найдет достойную девушку, которая почувствует это и горячо откликнется на его заботу и понимание, став верной и доброй супругой.

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"