Спиридоньевский храм в Катуаре
Немолодая женщина в шелковом платочке негодовала, обращаясь к одному из трех парней весьма грозного вида, сидевших на лавочке в тени небольшой деревянной часовни.
– Юрка, как не стыдно: в таком месте пивнушку устраивать!
– Теть Нин, это квас, жарко же! – миролюбиво ответил тот самый Юрка. – Я вообще со спиртным завязал, батюшке слово дал, что не буду выпивать. Даже пиво не пью. А в таком месте и не посмел бы – здесь люди молятся! Мы тоже пришли на литургию, но там места нет! Вот сидим здесь – слушаем! Благодать…
Этот диалог состоялся в июне 2019 года, когда Москва и область задыхались от аномальной жары. Не было в этот воскресный день ни великого, ни престольного праздника, просто жители подмосковного поселка Некрасовский пришли на службу в храм – в свой храм.
Маленькая историческая справка
Поселок Некрасовский – небольшое поселение в Дмитровском районе Подмосковья, расположенный в 30 километрах от Москвы и в 40 км от Дмитрова.
Впрочем, название «Некрасовский» для жителей поселения, хотя и официальное, но не родное. Более века поселок именовался «Катуар». И поныне прилегающая железнодорожная станция носит это необычное для русского уха название. А все благодаря купцу и промышленнику французского происхождения – Льву Ивановичу Катуару. С конца XIХ века он владел имением в этом районе, построил поблизости керамические заводы и дома для рабочих, принял активное участие в проектировании и строительстве участка железной дороги Савеловского направления (того, что ныне ведет из Москвы в Кимры), вложив собственные средства на строительство железнодорожной станции. За это его именем были названы и сама станция, и прилегающий к ней населенный пункт. Каким-то чудом (а ведь Лев Иванович, ко всему прочему, был аристократом, носил титул графа), название пережило и советские годы, и лихие постперестроечные, и не было переименовано в честь очередной пятилетки или какого-нибудь героя труда. Дай-то Господь, чтобы и впредь хотя бы станция носила название «Катуар» в память о деятельном патриоте России, имевшем французские корни.
Однако вернемся к нашей истории. Итак, поселок Катуар дожил до начала нового тысячелетия (еще работал керамический завод), даже разросся благодаря присоединению к нему близлежащих населенных пунктов и стал именоваться «поселок городского типа Некрасовский», а затем случился застой и начался процесс спада, да что там спада, скорее умирания. Завод перестал существовать, работы для населения не было, люди искали возможность заработать в других городах Подмосковья. Несмотря на то, что вокруг Катуара раскинулись вековые леса и рощи, где расположено шесть оздоровительных центров, в самом поселке царила подавленная, угнетающая атмосфера, из которой многие жители «спасались» алкоголем. Наряду с ветхим жильем, разбитыми дорогами и прочими составляющими разрухи, даже небо над городским поселением постоянно хмурилось и было затянуто тяжелыми свинцовыми облаками. Словно осуждало людей за их грехи.
В этот сложный период несколько жителей Некрасовского одновременно осознали, что только с Божией помощью можно что-то изменить к лучшему. Первой ласточкой на этом духовном очистительном пути стал православный клуб для детей и родителей «Светлячок», организованный на базе местной школы стараниями Людмилы Владимировны Проноза и учителя начальных классов Татьяны Александровны Волнейкиной.
«Светлячок» подсветил идею построить свой собственный храм, где начнут проходить службы, и при котором будет создан приход. Стоит упомянуть, что вокруг городского поселения Некрасовский есть четыре действующих церкви (ближайшая находится в пятнадцати минутах езды). Православные верующие поселка много лет были прихожанами этих храмов, но им хотелось иметь свой, вблизи от дома. Итак, идея витала в воздухе, и вполне могла остаться замечательной, но не осуществленной, но, как говорится: «С Божией помощью».
Первые шаги
– Однажды, в беседе с соседкой, я рассказала, что есть несколько человек, желающих, чтобы у нас был свой православный храм, только не знаем, с чего начать, – поделилась воспоминаниями Ольга Неведина, одна из энтузиастов создания храма в Некрасовском, – а в ответ услышала: «У меня как раз в Катуар приехал погостить брат – православный священник, я могу у него поинтересоваться, как вам поступать». В итоге мы познакомились с отцом Давидом (Темниковым), горячо поддержавшим наше стремление к постройке собственной церкви: «Здесь очень темное место, а храм – молитва к Господу, которая немного очистит это пространство!» – сказал он и подсказал, как нам следует действовать.
Вскоре была создана инициативная группа, ее «штабом» стала небольшая однокомнатная квартира супругов Сизеевых. Там отец Давид провел несколько молебнов с просьбой к Господу о том, чтобы благое начинание воплотилось в жизнь.
– Мы составили петицию, а затем несколько человек побывали в Новодевичьем монастыре на приеме у секретаря Московской епархии РПЦ протоиерея Александра Ганаба, – рассказал Михаил Сизеев. – Нас хорошо приняли, нашу идею одобрили, пообещали передать все наши сведения и замечания в Дмитровское благочиние, и дали нам контакты благочинного, отца Афанасия Чорногуза, с которым мы вскоре встретились. Батюшка радушно принял нас, но сказал, что для получения разрешения на строительство храма следует собрать 300 подписей жителей нашего поселения, поддерживающих это начинание.
Сбор подписей стал следующим шагом на пути к реализации мечты. Несколько человек в морозные зимние дни, после работы, ходили по темным улицам поселка от дома к дому, и… нет, далеко не все с радостью отнеслись к идее появления храма рядом с домом. Утомленные собственными бытовыми и экономическими проблемами, люди выплескивали на сборщиков подписей накопленный негатив. Кто-то кричал, что нужно строить жилье, кто-то требовал детский сад и так далее. И все же, подписи были собраны, и не 300, а 1300 – одна десятая часть зарегистрированного населения Некрасовского! Почти каждая вторая семья поддержала намерение строительства церкви. А кто-то сразу протягивал сборщикам подписей пожертвования на будущий храм.
После передачи подписных листов в благочиние отец Афанасий лично приехал на встречу с местными жителями. Несмотря на мороз, а встреча проходила на улице, люди подтянулись со всех концов поселения. Беседовал благочинный со всеми долго, обстоятельно, благословил начинание строительства храма, пообещал оказывать всестороннее содействие, но предупредил, что будет тяжело. А заодно сообщил, что в Дмитровском благочинии приняли решение освятить храм в честь святого Спиридона Тримифунтского. Это известие было радостно воспринято всеми членами уже тогда начинавшего формироваться прихода. Да, еще не было стен, но получившая благословение идея и внутреннее стремление каждого жителя, мечтавшего о храме вблизи собственного дома, соединились в единое созидательное движение.
Местная администрация одобрила начинание, глава муниципального образования выделил землю под строительство церкви и специального человека на подмогу для решения местных бюрократических вопросов, коих было немало. А жители принялись за главное – сбор средств. Непростую (да и небезопасную) обязанность – быть казначеем (хранить деньги и отвечать за каждую копеечку) взяла на себя пенсионерка Надежда Андреевна Прищенко – честный и крайне ответственный человек, медсестра по профессии, хорошо владевшая компьютерной грамотностью.
Члены инициативной группы до сих пор с внутренним трепетом вспоминают, как происходил сбор пожертвований на храм: в нескольких магазинах поселка стояли специальные ящички. Раз в две недели, как правило, вечером, два или три человека (из числа доверенных лиц) открывали их, пересчитывали деньги, и по темным улицам несли их казначею, моля Господа о том, чтобы ни у кого не возникло желания позариться на пожертвования. А такие охотники вполне могли найтись: криминогенная обстановка в поселке к тому располагала. К слову сказать, несколько раз ящики из магазинов воровали, их пришлось закреплять. И хотя, в большинстве своем, население Некрасовского – люди среднего достатка, с Божией помощью всего за несколько месяцев была собрана сумма, достаточная для возведения небольшой деревянной часовенки. И уже в августе жители с интересом наблюдали за тем, как возводят стены, подсказывали, как лучше что-то сделать и с энтузиазмом помогали строителям в меру сил и возможностей. Уже в ходе строительства часовни число единомышленников увеличилось в разы. Многие – как верующие, так и неверующие – жители городского поселения стремились внести свой вклад в общее дело. Да и настоятели соседних храмов оказывали посильную помощь – вот так, всем миром, без больших финансовых вливаний, возвели свою маленькую, деревянную церковь.
– Мы все были движимы одной мечтой о том, что у нас будет самый лучший храм. Когда мы помогали на строительстве, постоянно молились, и у меня в душе появлялась непередаваемая словами благодать, – поделилась воспоминаниями Марина Сало. – В день, когда рабочие возвели над часовней крест, шел сильный, не прекращающийся дождь. Мы с моей сестрой Галей помогали вывозить строительный мусор. Занятая делом, я случайно бросила взгляд на небо и замерла от восторга. Над нашей часовней будто кто-то раздвинул тяжелые, дождевые облака, и в этом «окошечке» показалось чистое голубое небо! Затаив дыхание, мы смотрели вверх, понимая, что это знак, данный нам свыше!
Деревянную часовню, размером пять на шесть метров, свято именуемую «Спиридоньевский храм поселка Некрасовский», освятил благочинный отец Афанасий Чорногуз в ноябре 2011 года. Он же назначил настоятеля – протоиерея отца Александра Рожнова, совмещавшего служение в Некрасовском со своей основной должностью настоятеля Серафимовского храма поселка Икша. В небольшом пространстве часовни с трудом размещались 10 человек. Но там уже стали проводиться службы, на которые приходили жители всех возрастов. Люди перестали быть малознакомыми соседями, они стали духовными братьями и сестрами – членами прихода Спиридоньевского храма.
Стоит отметить, что изначально в Некрасовском предполагался к постройке одноглавый кирпичный храм со звонницей и с трехлопастными завершениями фасадов. А возведенная деревянная часовня воспринималась всеми как первый шаг на пути большого строительства, этакий временный приют паствы. Но, как гласит мудрость: «Нет ничего более постоянного, чем временное»… Да и кто сказал, что приключений в деле строительства храма не бывает? Впрочем, рассказ об этом чуть ниже.
«Каков поп, таков и приход»
Итак, время шло, службы в часовне велись, приход разрастался, и совмещать две должности настоятелю стало непросто. Вот тогда-то благочинный отец Афанасий назначил на должность настоятеля Спиридоньевского храма молодого священника отца Владимира.
Здесь стоит немного рассказать о самом батюшке. Его полное имя – Владимир Петков Киров. Непривычное для россиян отчество объясняется просто: отец Владимир – болгарин по национальности и происхождению. Появился на свет он в городе Ловеч – в одном из старейших городов Болгарии. Мама работала учительницей болгарского языка и литературы в школе, а папа, будучи хорошим хозяйственником, занимал ряд ответственных административных должностей. Из ближайших родственников в семье будущего настоятеля не было никого, напрямую связавшего свою жизнь со служением в православной церкви, но, несмотря на царивший в Болгарии коммунистический режим, большинство родных Владимира Кирова верили в Бога и старались жить по Божиим заповедям. Первые детские воспоминания мальчика, связанные с церковью – это пасхальная служба, на которую его привела бабушка: все очень красиво, торжественно и необычайно радостно.
В 1988 году, вместе с мамой и старшим братом, восьмилетний Владимир приехал в Республику Коми, где работал его отец. Мало кто из нас знает, что в восьмидесятые и девяностые годы на территории республики на лесозаготовках трудилось около 35 тысяч рабочих из Болгарии. Эти люди вместе с семьями проживали в нескольких поселениях и мирно соседствовали с местным населением. Братья Кировы обучались в русской школе (в которой преподавали и болгарский язык), общались и дружили с коренными жителями, изучали русский язык и русскую культуру. Через пять лет семья вернулась на родину, где, как и в России, происходили постперестроечные потрясения.
Молодой Владимир окончил школу и пошел служить в армию. Вот тогда и произошел с ним случай, ставший судьбоносным.
– В армии я был водителем в войсках связи. Однажды немножко приболел, мне дали двухдневный отпуск, и я приехал домой в родной Ловеч. Мама нашла какую-то травницу. Женщина дала мне травяной сбор, объяснила, как его заваривать и принимать. А потом назвала адрес и сказала: «Приходите к нам. Мы помолимся». Скорее из интереса, я пришел, и понял, что попал куда-то не туда: в доме были две молельные комнаты, в одной только мужчины, в другой – женщины, и разговоры там велись какие-то непонятные, далекие от Православия. Это больше походило на секту, я ушел оттуда, иду и думаю: «Нужно зайти в православный храм – помолиться», и на следующий день пошел в церковь. Стоит отметить, что город Ловеч – архиерейская митрополия, и храм, в который я пришел, находится в 50 метрах от самой митрополии. По окончании службы мне удалось познакомиться с викарным епископом Нестором Крестевом (от слова «крест») – человеком умнейшим, но с тяжелой судьбой. В Болгарии существует традиция, что после литургии вне стен церкви прихожане могут запросто пообщаться с владыкой, рассказать о своих проблемах, поделиться наболевшим. Мы с владыкой разговорились, хорошо пообщались, и я ушел. Но уже после демобилизации из армии вновь вернулся к нему в церковь.
Так начался новый период в жизни Владимира Кирова. Через некоторое время владыка Нестор пригласил молодого человека послужить в храме иподиаконом. А вскоре предложил ему поступить в семинарию, и несколько месяцев лично помогал своему подопечному подготовиться к вступительным экзаменам. Вскоре Владимир стал одним из студентов Софийской духовной семинарии имени преподобного Иоанна Рильского («Рильского» – произношение на болгарском языке), которую успешно окончил через два года, обогащенный знаниями и убежденный в том, что православное служение – это его жизненное предназначение.
А потом с благословения ловечского митрополита Гавриила Динева Владимира направили на учебу в Московскую духовную академию. Но до поступления в это высшее учебное заведение Русской Православной Церкви молодого человека ждало новое нескучное испытание.
– В Болгарии межцерковные отношения достаточно своеобразные, мою кандидатуру, как студента, одобрили на заседании синода летом 2002 года. Но сразу отправиться учиться я не смог, пришлось до середины февраля ходить по инстанциям и кабинетам и оформлять документы, – вспоминает отец Владимир. – В результате прилетел в Москву я в первых числах марта 2003 года. Учеба шла полным ходом, была уже середина второго полугодия, поэтому в Академии мне предложили приступить к занятиям на следующий год. Но я не хотел пропускать так много времени, и договорился с ректором, что сдам все экзамены по отдельной ведомости. За два месяца мне пришлось подготовиться и сдать 16 экзаменов! Режим у меня был такой: двое суток готовился и не спал, сдавал экзамен, высыпался сутки, потом вновь двое суток готовился и так далее. Все экзамены сдал хорошо, и только последний на тройку, видимо, сказались усталость и перенапряжение, в какой-то момент мой мозг отказался выдавать информацию. Но как только оценка была поставлена в ведомость, я стал отвечать так, что своими знаниями удивил преподавателя. Конечно, тройку мне никто не исправил, зато я стал учиться наравне со всеми остальными сокурсниками.
Уже во время учебы академист Киров понял, что вряд ли вернется в Болгарию, и решил связать свою дальнейшую жизнь с Россией. В конце четвертого курса он женился на ясноглазой русской девушке Ирине – выпускнице регентской школы Московской духовной академии. Кроме красоты и прекрасного голоса, избранница отца Владимира обладает всеми положительными качествами, необходимыми жене священнослужителя.
Завершив учебу в 2006 году, молодой отец Владимир начал свое служение в Орехово-Зуевском благочинии. В Богородицерождественском соборе он был священником в течение шести лет, полтора года из которых – ключарем. Настоятель – благочинный протоиерей Андрей Коробков – сумел превратить окружающую храм территорию в некий оазис красоты, благоденствия и радости, где можно не только погулять, любуясь красотой природы, но и активно позаниматься разными видами спорта. За годы совместного служения отец Владимир многому научился у своего наставника, набрался опыта и знаний, которые помогают ему в служении.
Однако в какой-то момент в размеренной жизни молодого священника произошли кардинальные изменения: началось с того, что его пригласили послужить в одной из крупных церквей Дмитровского благочиния. По существующему порядку, отцу Владимиру предстояло представиться благочинному отцу Афанасию. Встреча состоялась, и после продолжительной беседы с четой Кировых глава благочиния рассказал о новом приходе в городском поселении Некрасовский, куда требуется настоятель, и предложил отцу Владимиру съездить, осмотреть храм. Что он и сделал вместе с супругой. Даже спустя годы отец Владимир не может без содрогания вспоминать представшую перед его взором картину:
– В 2012 году Некрасовский поселок был самым бедным муниципалитетом области. Впечатление от увиденного было удручающим: дорога в ямах и колдобинах, везде пыльно, неуютно. На краю неухоженного парка, на фоне аварийных жилых домов и огромного пожарища промышленной постройки, стояла крохотная часовенка на бетонных подпорках – этакая избушка на курьих ножках. Я посмотрел на все это и подумал: «О нет, не пойду сюда служить!»
Однако после непродолжительного раздумья, когда шок от первого впечатления прошел, отец Владимир посоветовался с матушкой и принял решение стать настоятелем Спиридоньевского храма, усмотрев в этом собственное предназначение.
– Когда в нашу церковь назначили постоянного священника отца Владимира, мы обрадовались, – рассказывает Ольга Неведина. – Во-первых, он приехал с матушкой Ириной, она стала петь на службах. От этого сами службы стали более полноценными. Во-вторых, у настоятеля было больше времени для работы на приходе. Он с таким энтузиазмом принялся за порученное ему дело, что всем хотелось подражать ему. А когда мы ближе узнали нашего нового батюшку, то еще раз убедились в милости к нам Господа. Отец Владимир – очень позитивный и легкий в общении, мудрый человек. Вместе с матушкой они являются для нас примером православной семьи. Многие люди, даже долгое время прожившие в браке, глядя на них, пересматривают собственное поведение и взаимоотношения.
От автора: при подготовке этого материала мне приходилось беседовать с большим числом жителей Некрасовского, и как только люди узнавали, что меня интересует информация о настоятеле местного храма, тотчас предлагали: «Давайте, я расскажу! Он – очень добрый, заботится о нас, всегда дает мудрые советы всем, кто обращается к нему с просьбой, как поступить в той или иной ситуации, а если не знает ответа, не стесняется признаться в этом, и тогда мы вместе обращаемся с молитвой к Господу Богу. Молитва батюшки дорогого стоит! Отец Владимир не раз помогал многим из нас найти выход из трудных жизненных обстоятельств! Он сам не конфликтный человек, и благодаря общению с ним мы тоже перестали сориться по пустякам, впускать в душу злобу, корысть и зависть».
Но даже при самом легком характере трудностей и проблем никто не отменял. Каждый настоятель храма, кроме своего непосредственного духовного служения, должен быть хорошим хозяйственником, администратором, бизнесменом, дипломатом, да много кем еще, чтобы приход жил полноценной духовной жизнью. С первых дней на новом посту в Спиридоньевском храме отец Владимир принялся за строительство кирпичного храма со звонницей. Но не тут-то было: оказалось, что выделенная администрацией территория является землей с обременением – по документам принадлежит обанкротившейся фирме. И вместо возведения церкви у отца Владимира начались хождения по всевозможным инстанциям. Напомню, что Некрасовский расположен в 40 километрах от города Дмитров (в котором находятся административные службы района). Более пяти лет ушло на оформление документов на землю для строительства храма. Наконец, в конце ноября 2017 года, после гор исписанных бумаг, множества часов, проведенных в дороге и впустую потраченных в чиновничьих кабинетах и нескольких судебных рассмотрений многолетние мытарства завершились победой – документы на землю под строительство храма получены!
Дилетант может подумать, что можно начинать строить, но у батюшки начался новый виток путешествий по кабинетам, теперь уже в попытках получить разрешение на подведение коммуникаций. Более года ушло на этот «захватывающий триллер», итог: документы получены, но старт строительства пришлось сдвинуть на несколько месяцев, впрочем, об этом чуть ниже…
Одновременно с вышеописанными бюрократическими мытарствами настоятель на скромные пожертвования прихожан, экономя каждый рубль, занимался улучшением существующего деревянного храма: увеличил его пространство в три раза, утеплил помещение, провел отопление, установил кондиционер, подключил сигнализацию. Уже ни у кого не возникает ассоциации нынешней часовни с избушкой на курьих ножках. Да и пространство вокруг храма облагорожено: поставлены скамеечки для отдыха, есть детская площадка и песочница, парк ухожен.
– Сохраняя многовековые церковные традиции, священник должен подстраиваться к современному обществу, – считает отец Владимир. – Нынешнее подрастающее поколение увлечено компьютерными играми и различными гаджетами. Даже те дети, которые вместе с родителями с младенчества посещали церковь, в 12 лет (к началу переходного возраста) уже не хотят ходить в храм, а в 15 лет они туда вообще не ходят. В этом есть некоторая недоработка священнослужителей. В каждом человеке, на подсознательном уровне, храм должен восприниматься, как нечто хорошее, светлое, что принесет тебе радость, даст защиту и духовную опору, куда можно зайти и в хорошем настроении, и когда у тебя какие-то проблемы или терзают душевные сомнения. Поэтому я делаю и буду делать все от меня зависящее, чтобы каждый человек и в нашем храме, и рядом с ним ощущал душевный комфорт.
И действительно – делает: постоянно (в меру сил и скромных средств) старается что-то улучшить, облагородить, украсить. Батюшка собственноручно ухаживает за территорией – летом косит траву, осенью очищает от опавшей листвы, зимой убирает снег, и это не из-за недостатка физической нагрузки в его повседневности, а из элементарной экономии средств – наемному работнику нужно платить. Зато часовня с прилегающей к ней территорией постепенно стали уютным уголком для отдыха, притягивающим людей всех возрастов и в первую очередь – молодежь.
Новая жизнь
Стоит отметить, что появление храма в Некрасовском словно открыло невидимую задвижку и дало старт к созидательным преобразованиям во всем поселении. Вдруг появилась строительная компания, которая в короткие сроки возвела несколько современных многоквартирных домов, куда переселили жильцов ветхих строений. Многочисленные бараки снесены, на их месте построены детские сады, спортивные площадки, объекты социально-культурного назначения. Дороги радуют новым асфальтом, в вечернее время улицы освещены. Уже ни у кого из жителей или гостей поселка не возникает саркастической ухмылки при произнесении словосочетания «городское поселение» – это теперь действительно городское поселение, где у людей есть работа, благоустроенное жилье и возможность культурного проведения досуга. За счет активного строительства жилых домов возрос приток населения в поселок. Соответственно, вырос и местный православный приход.
В 2017 году произошли изменения в административном делении Московской епархии, и церковь в Некрасовском вошла в Яхромский благочинный округ, возглавляемый священником Сергием Николаевичем Бернацким. По примеру своего предшественника, новый благочинный с большой заботой и вниманием относится к приходу Спиридоньевского храма, помогает словом и делом, часто посещает и проводит здесь службы.
Православная деятельность в приходе не ограничивается территорией часовни. Отец настоятель активно работает с населением, особенно с молодежью. С первых дней своего служения в Некрасовском он тесно сдружился с коллективом учителей, учениками местной общеобразовательной школы и их родителями.
Директор Катуаровской средней общеобразовательной школы Елена Владимировна Филь:
– Отца Владимира народ полюбил. Батюшка всегда приветливый, отзывчивый, хорошо находит общий язык и с детьми, и со взрослыми. Уже много лет на базе нашей школы действует летний православный оздоровительный лагерь дневного пребывания, ставший первым подобным лагерем в Дмитровском районе. Оздоровительные лагеря имеются при каждой общеобразовательной школе, но стараниями отца Владимира в оздоровительно-развлекательный компонент была внесена еще и духовно-просветительная составляющая. Воспитанники лагеря, наряду с занятиями в различных творческих кружках и спортивных секциях, в легкой, непринужденной и интересной форме постигают азы Православия, посещают с экскурсиями монастыри и святые места Подмосковья. Такая деятельность положительно влияет на культурно-нравственное и духовное развитие подрастающего поколения.
Благодаря отцу Владимиру и православному родительскому клубу в школе стало доброй традицией радостно, с большим размахом проводить мероприятия, посвященные христианским праздникам – Рождеству, Пасхе, престольному празднику памяти святителя Спиридона Тримифунтского.
Больше шести лет при храме функционирует воскресная школа для детей и подростков. Специально разработанная и детально продуманная программа помогает детям с интересом изучать каноны Православной Церкви, Священное Писание, историю Церкви, православный этикет и многие другие предметы, которые открывают для ребят чудесный, благодатный мир Православия.
Своими силами благо творим
Взрослые прихожане храма ведут большую созидательную работу, в том числе и благотворительную. В связи с тем, что отец Владимир в числе шести священников Яхромского благочиния осуществляет духовное попечение заключенных исправительной колонии №1, несколько прихожанок помогают ему в этой нелегкой работе. Вместе с батюшкой они посещают колонию, помогают заключенным женщинам решать насущные бытовые проблемы, привозят одежду и обувь, предметы гигиены, лекарства и многие другие необходимые «мелочи», без которых даже на государственном обеспечении женщинам прожить сложно. А средства на покупку этих самых «мелочей» собирают всем миром – в Спиридоньевском храме стоит специальный ящик для сбора пожертвований.
Кроме того, раз в год в конце декабря инициативная группа прихода организует большой праздник: концерт юных талантов поселения и благотворительную ярмарку, на которой продаются работы местных мастериц-рукодельниц. В течение всего года жители Некрасовского вяжут, шьют, вышивают, лепят из глины и выпиливают уникальные произведения декоративно-прикладного творчества, которые потом продают на ярмарке.
– Не только я, но и многие люди, изготавливающие поделки для благотворительной продажи, заметили, что работа всегда идет легко и радостно, – говорит одна из организаторов этого праздника Елена Кукуладзе, – мы просто физически ощущаем помощь и поддержку свыше.
Поэтому каждое представленное на ярмарке изделие по своему дизайну и исполнительскому мастерству вполне способно конкурировать с работами профессиональных мастеров-художников и продаваться в дорогих салонах. Только цены на благотворительной распродаже в Некрасовском вполне демократичные, что привлекает на ярмарку жителей не только окрестных населенных пунктов, но и москвичей. Вырученные средства идут на покупку продуктов, одежды и медикаментов больным, малоимущим и бездомным (да, есть и такие) жителям городского поселения.
К слову, узнав об этой благотворительной акции, в нынешнем году несколько рукодельниц из других мест Подмосковья и Москвы выразили желание поучаствовать в ярмарке, и уже приготовили немало интересных поделок. Оказывается, и хороший пример бывает заразителен.
Не все так радужно
Благочинный Яхромского округа, отец Сергий Бернацкий:
– Спиридоньевский храм находится в непростом месте. У отца Владимира были ситуации, когда приходилось сталкиваться и слышать негативные высказывания от представителей каких-то сект, существующих в Некрасовском. Информации по ним очень мало, но периодически они предпринимают недружественные выпады. В прошлом году было совершено фактически нападение на храм, но община там дружная, люди искренние, хорошие.
Возможно, именно этот факт – сплоченность и дружба прихожан – и злит представителей сект, которые ну никак не могут мирно сосуществовать с православными верующими. Впрочем, такого неуемного народца немало и в других местах. Они, как правило, исподтишка гадят православным приходам по мере сил и убогой фантазии. Настоятели церквей по-разному относятся к таким выпадам: кто-то их игнорирует, надеясь, что потешатся человечки, и угомонятся, но кто-то и борется. К таким борцам относится отец Владимир. Как только в 2013 году некие «доброхоты» испоганили храм в Некрасовском, его настоятель предпринял меры и обратился в отдел по борьбе с экстремизмом ФСБ. Представители органов нашли виновных и провели профилактическую работу. Больше подобных инцидентов не повторялось не только в Спиридоньевском приходе, но и в соседнем, где сектанты много лет развлекались, оставляя мерзкие надписи на стенах местной церкви. Но только из-за наличия таких соседей в храме пришлось установить сигнализацию и нанять охрану. Кстати, один из охранников в прошлом году физически пострадал, когда ему пришлось обезвреживать психически больного человека, который с подсказки тех самых сектантов явился в храм и принялся крушить все внутри. Буйного «гостя» с трудом утихомирили, убранство храма восстановили и помолились о здравии всех живущих в поселке.
Ближайшее будущее
А теперь вернемся к строительству каменного храма. Еще несколько месяцев назад, когда были получены разрешающие документы, настоятель получил от специалистов-строителей неутешительное заключение: на выделенной земле неподходящий для строительства грунт, поэтому для сооружения фундамента потребуется установить 160 (!) шестиметровых свай, что в разы увеличивает стоимость работ. И все же, хотя не имеется достаточных средств на счету, отец настоятель и его паства начали строительство фундамента. Потому что всегда нужно сделать первый, порой самый трудный, шаг.
Благочинный Яхромского округа, отец Сергий Бернацкий:
– У меня сложились самые хорошие впечатления об обстановке в этом временном, но уютном Спиридоньевском храме и о его прихожанах. Приход не очень большой, но он пока и не станет большим, потому что в церкви маленькое помещение для богослужения. Мы все возлагаем очень большие надежды на то, что строительство большого храма все-таки будет завершено. Хотя есть определенные трудности, в том числе и с финансированием, но мы не унываем и надеемся, что те, кто давал обещания помочь в строительстве, сможет их исполнить. И храм будет построен ко всеобщей радости всех нас!
Дай-то Господь!
Реквизиты для помощи:
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД СПИРИДОНЬЕВСКОГО ХРАМА ПОС. НЕКРАСОВСКИЙ ДМИТРОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ИНН: 5007998066
КПП: 500701001
ОГРН: 1115000005108
ОКПО: 92691012
Расчетный счет: 40703810440080000709
Банк: ПАО СБЕРБАНК
БИК: 044525225
Корр. счет: 30101810400000000225
Юридический адрес: 141865, Московская обл, Дмитровский р-н, Некрасовский Рабочий п, Заводская ул, дом № 2А
Телефон: +79039664120
Настоятель, председатель приходского совета: Киров Владимир Петков
Материал подготовила Валерия Гончарова
Комментариев нет