«С кистями — в купол — к Небесам...»
По алтарям, пустым и белым,
Весенний ветер дул на нас,
И
На золотой иконостас.
И звучный гул бродил в колоннах,
Среди лесов. И по лесам
Мы шли в широких балахонах,
С кистями, в купол, к небесам.
И часто, вместе с малярами,
Там пели песни. И Христа,
Что слушал нас в веселом храме,
Мы написали неспроста.
Нам все казалось, что под эти
Простые песни вспомнит он
Порог и солнце в Назарете,
Верстак и кубовый хитон.
Прекрасные строки уроженца воронежской земли Ивана Алексеевича Бунина вспомнились мне после посещения строящегося храма Космы и Дамиана в селе Краснолипье, что в двух часах к
Фрески храма пишет молодая художница из Воронежа Наталья Ивановна Безгина.
Я попросила её рассказать о фресках и немного о себе:
— Где Вы учились?
— Я окончила Воронежский педагогический университет, факультет изобразительного искусства. А иконописи обучалась у известного в Воронеже иконописца Владимира Александровича Новикова.
- Церковь целителей Космы и Дамиана — первый храм, который Вы расписываете?
— Мне уже довелось создать несколько фресок с изображениями святых в Покровском храме Кантемировки. Там я работала вместе с другими иконописцами. Но самостоятельно веду роспись храма впервые.
- Какие иконописцы Вас больше всего вдохновляют?
— Больше всего мне нравятся росписи древних монастырей Сербии, Афона. На мое творческое развитие повлияло искусство преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Но особенно люблю сербские фрески.
— Фреска над входными дверями внутри в средней части храма посвящена Страшному Суду?
— Да, это изображение Страшного Суда. Тему конца времен и Второго Пришествия мы находим в Евангелии в притчах Спасителя и в Апокалипсисе. Под Престолом, на котором восседает Судия всех — Христос, лежит книга судеб. Образ взят из Апокалипсиса: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями… И Агнец пришёл и взял книгу… И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали перед Агнцем… И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с неё печати; ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени (Откровение, гл. 5).
Справа от Спасителя изображена Матерь Божия и собор Небесных Сил Бесплотных. К ногам Спасителя в покаянии припадают праотцы Адам и Ева, изведенные Господом после Его Воскресения из ада. На фреске, по евангельскому обетованию Христа, присутствуют и апостолы на двенадцати престолах, которые будут судить двенадцать колен Израилевых: „Иисус же сказал им (апостолам): истинно говорю Вам, что Вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых“ (Мф. 19,28). Внизу справа — благоразумный разбойник. Евангелие, рассказывая о Крестных Страданиях Христа, говорит, что справа и слева от Него были распяты два злодея, переводя на современный язык — два уголовника, на совести которых были грабежи и убийства. Тот, что слева — поносил Спасителя. Тот, что справа останавливал этого человека, говоря: „Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же. И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал“. И, обратившись к Распятому Спасителю, сказал: „Помяни, меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое“ (Лк. 23, 40–42)„Ныне же будешь со Мною в раю“ (Лк.23, 43) — ответил ему Спаситель. Каждый из нас, людей, если он кается в своих грехах, напоминает благоразумного разбойника. Не все совершали убийства, но все повинны перед Богом во множестве тяжелых и мелких грехов — все перед Богом — преступники, разбойники. Потому православные, подходя к Чаше Причастия, повторяют вслед за священником покаянную молитву, оканчивающуюся словами " …яко разбойник, исповедаю Тя, помяни, Мя, Господи, егда приидиши во Царствие Твое». Есть изображение праведников, наследующих Царствие Небесное, и вечных мучений нераскаянных грешников.
Мы продолжили беседу о фресках, и я спросила о росписи алтаря. В алтарной части (строительство которой уже почти завершено), я увидела, с порога, не заходя в алтарь, такие же яркие, словно живые образы Спасителя и святых. Особенно привлекла мое внимание центральная фреска Вспомнилось, что росписи храмов называют «Евангелие в красках».
— Это изображение Тайной вечери?
— Эта фреска называется «Причащение апостолов». С одной стороны — причащение Плотию, а с другой — Кровью: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое И, взяв Чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26, 6–28).
С трепетом смотрала я на то, как Господь устанавливал Великое и Страшное Таинство Причастия. Снова в центре — образ Христа, причащающего апостолов. «Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я воскрешу его в последний день»(Иоанн. 6,54) — так Сам Спаситель призывает всех приступать к Таинству Причастия. Святитель Иоанн Златоуст в молитве перед причащением так взывал к Богу: «Да будет ми угль пресвятого Твоего Тела и Честной Твоей Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу…»
В алтаре — в полный рост предстают на фресках великие византийские отцы Церкви. Вот святитель Кирилл Александрийский — защитник Православия и обличитель несторианской ереси (эпоха Третьего Вселенского Собора), священномученик Дионисий Ареопагит — ученый, автор богословского труда «О небесной иерархии», пострадавший за Христа во времена апостольские, первый епископ Афин. Вот святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский, защищавшие правую веру во Святую Троицу на Первом Вселенском Соборе в Никее. Словно вся история Второго Рима — Византии проходит перед тобой:
Воспоминания святые-
Софии храм передо мной,
Светильник веры -Византия
Высок твой купол голубой.
Святые Константин, Елена,
Угодников незримый сонм…
Здесь жили люди вдохновенно,
Слагая в пламенный канон
Свои молитвы и страданья:
Иконы, образ красоты
От поруганий и гонений
Навеки сохранила ты.
Пора пришла- Кирилл, Мефодий,
Два Ангела явились к нам,
Чтоб просветить познаньем Бога
Во тьме сидящий род славян.
Страна Григория Паламы-
Над ней всегда — нетварный свет…
Мы Бога чтим, мы верим право
Средь поражений и побед.
Великомученик Димитрий —
В руке сияющей — копье…
Солунь. Тепло. Струится миро,
И дышит благодатью все.
(Галина Сиротинская)
Мы знаем, что Москва — Третий Рим, а Четвертому Риму не быть, согласно предсказанию старца Филофея. И вот в деревенском храме, затерянном на бескрайних просторах русского Черноземья, видишь воочию могучую, таинственную связь — византийские иерархи молчаливо благословляют в алтаре скромного сельского батюшку. К образу Спасителя и святых возносится кадильный дым. Совершается Литургия, и на фрески, иконы, священника и прихожан ложится отблеск нетварного фаворского света.
Слова «икона» — греческого происхождения. В переводе оно означает «образ». Иконопочитание — догмат православной Церкви, его защищали от ереси иконоборчества на Седьмом Вселенском соборе святые отцы. Икона — окно в мир иной, незримый телесными очами, но реально существующий, духовный. Весь мир восхищается творением преподобного Андрея Рублева — образом Троицы, при взгляде на который преодолевается ненавистная рознь мира сего. Троица — Единство в Любви. Несколько столетий боевым знаменем русских полков была икона «Спас Нерукотоврный». Она осеняла дружины благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского. Недаром у нас так много чудотворных икон — иконы обновляются, мироточат, по молитвам перед иконами Бог подает исцеления и помощь в разных скорбях. В иконы вставляют частицы мощей святых. Так, в образе бессребреников Космы и Дамиана Асийских в нашем храме есть частицы мощей этих святых врачей. Вспомним названия многочисленных икон Богоматери: «Взыскание погибших», «Всех скорбящих радосте», «Скоропослушница», «Отрада и утешение»…
Храм в Краснолипье строится и расцветает фресками, но работы, по словам настоятеля церкви, священника Олега Ритво, еще очень много. Прихожане пока что молятся в большой тесноте на узком пространстве. Остальная средняя часть храма еще не обустроена. Вместо полов — земля, где прорастает травка. Нужны средства и на установление золоченой луковки с крестом на главу храма. Старинная каменная церковь 18 века с приделами Вознесения Господня и святых Космы и Дамиана была взорвана в селе в
ИНН 3626002264, КПП 362601001, Местная религиозная организация «Православный приход Космодамиановского храма
с. Краснолипье Репьёвского района Воронежской области религиозной организации «Воронежская и Борисоглебская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»,
сч. № 40703810213220101020,
БИК 042007681, сч. № 30101810600000000681.
Строительством храма руководит священник Олег Ритво, мобильный телефон:
Галина Сиротинская, май 2014 г.
(Сиротинская Галина Викторовна, моб. Тел +79021369417)
Комментариев нет