Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Чтобы замужем не пропасть

26.12.13

Современный мир диктует свои законы и правила. Россия с каждым годом становится всё более многонациональной страной. Как уживаться коренным жителям и гостям из ближнего зарубежья на одном пространстве, сохраняя мир и спокойствие? Насколько близкими должны быть наши связи? И чем рискуют православные девушки, вступая в брак с инославными? Об этом мы беседуем с богословом, религоведом, автором многих книг диаконом Георгием Максимовым.

Отец Георгий, мы бок о бок живем с мусульманами, как нам выстраивать с ними отношения?
Подобная ситуация не впервые возникла в нашей истории. В XVI столетии в Москве тоже было очень много приезжих мусульман, и они оказывали большое культурное влияние на русских. Об этом пишет преподобный Максим Грек. Тогда это принимало даже угрожающие масштабы, но в результате ни Россия не стала мусульманской, ни каких-то больших негативных последствий не было. Мусульмане ассимилировались, стали частью нашего народа, многие приняли Православие — это самое важное. Многие выдающиеся православные, включая священников, имели татарские корни.
Сегодня во многом от нас, православных, зависит, какими будут наши отношения. Нужно общаться с мусульманами по-доброму. У нас, пожалуй, чрезмерен страх перед нашими гостями, и он становится между нами стеной. Они живут в своем мире, мы — в своем. Появляется разобщенность, напряженность, подозрительность. Мир, в котором они живут в Москве, тоже не самый комфортный. Если говорить не о семьях богатых бизнесменов, а о гастарбайтерах. Значительная часть из них живет здесь нелегально. Поэтому они находятся в постоянном страхе, они боятся полиции, которая вымогает у них деньги, они боятся националистов, которые на них нападают, они боятся своих собственных соплеменников, которые их избивают и грабят, боятся работодателей, которые могут их обмануть и не заплатить. И в этом состоянии постоянного стресса люди живут. Если относиться к нашим соседям, к тем же дворникам, по-человечески, по-доброму, то неизбалованные вниманием люди это оценят. Язык добрых дел понимают все. Приведу пример. В свое время я жил в месте, где на маршрутках работали кавказцы. И, поскольку я всегда садился в маршрутку на конечной остановке, то занимал место рядом с водителем. И однажды подумал: «Дай-ка я буду с ним здороваться, а когда буду выходить, буду говорить "до свидания“». Так и начал делать. Первое время водитель мне ничего не отвечал, потом тоже стал со мной здороваться и прощаться. А потом он стал вести себя, как друг: например, я не успевал на маршрутку, он останавливался и ждал меня. А однажды он вообще ехал по другому маршруту, а я стоял на дороге, так он остановился, позвал меня и бесплатно подвез. Словом, сердечно расположился ко мне, хотя я вообще ничего не делал, кроме того, что здоровался и прощался. Понимаете, даже такая мелочь может что-то изменить в отношениях людей. Помню, когда я лежал в больнице, то пару раз поделился едой с лежащим в той же палате пареньком-узбеком, поговорили по душам, а он потом без всяких просьб ухаживал за мной, когда я приходил в себя после операции.
В нашем обществе тема мигрантов обычно связывается системой непристойного агрессивного поведения с их стороны. Конечно, в этом случае нужно обращаться в правоохранительные органы, самим знать способы самозащиты в законных рамках. А в Москве это касается и не только мигрантов. Нужно изучать пути защиты своих близких. Кстати, одна из наших проблем — это большая разобщенность. По этой причине бывают ситуации, когда в армии в одном подразделении несколько кавказцев, сплоченных друг с другом, держат в подчинении несколько десятков русских солдат. Почему? Потому что русские разобщены. Каждый из нескольких десятков не может противостоять пяти кавказцам. А если бы эти несколько десятков были сплоченными, что бы эти пять сделали? Когда русские сплочены, таких проблем не возникает.
Но люди, которые живут рядом с нами, это не только криминальные элементы, среди них много простых работяг, вполне приличных и добродетельных людей. Мы сделаем ошибку, если будем смотреть на всех приезжих как на потенциально криминальные элементы. Понятно, что в этом случае у нас не может быть коммуникации. С теми, кто к нам не проявляет агрессию, необходимо налаживать доброжелательное общение даже на минимальном уровне. И поверьте, во многих случаях это будет оценено. Это может стать мостиком для нормальных взаимоотношений. Если мы начнем проповедовать христианство сразу, то не будем поняты. А когда у нас появляются доверительные отношения с нашими соседями, тогда мы с ними легко можем говорить и о вере, о Христе, можем пригласить на экскурсию в храм. По моему опыту, практически все наши приезжие мусульманские гости имеют интерес к христианству, хотя бы на уровне любопытства: как там у христиан все устроено? Вот мы, допустим, пришли в храм во внебогослужебное время, показали устройство храма, показали иконопись, объяснили ее значение, и уже через это можно вкратце изложить христианское учение. Кстати говоря, в древности так и было. Еще благоверный князь Андрей Боголюбский, построив знаменитый храм, приказывал всех послов из мусульманских стран обязательно приводить в него на экскурсию, и некоторые мусульмане таким образом приняли христианство.
Конечно, если человек живет среди мусульман, полезно изучать и их культуру. Сейчас есть немало литературы, которая посвящена теме отличия христианства от ислама, теме каких-то полемических выпадов со стороны мусульман. Я и сам опубликовал некоторые книги, в частности, работу «Православие и ислам». Нужно это для того, чтобы мы, как говорит апостол Петр, были всегда готовы всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Петр. 3, 15).

Как Вы смотрите на браки, между русскими девушками и мусульманами?
Лет пять назад мне попались такие цифры: каждый пятый брак, заключенный в Москве, является смешанным. Эта тенденция бросается в глаза. Если говорить о людях православных, то достаточно сказать, что Православная Церковь на такие браки благословения не дает, Таинство Венчания в таком случае невозможно. Это — 72-е правило VI Вселенского собора. Если же женщина изначально была неверующей и вступила в брак с неправославным человеком, а потом обратилась в Православие, то, по словам апостола Павла, в таком случае брак не нужно расторгать, если неправославный супруг не препятствует жене быть христианкой (см. 1 Кор. 7, 12–13).

Отец Георгий, какими словами Вы могли бы предостеречь девушку от вступления в подобный брак, если она влюблена и полна решимости выйти замуж за мусульманина?
Без благословения Божиего никакая влюбленность ни к чему хорошему не приведет. Есть исследования светских уче- ных-социологов, которые показывают, что в нашем обществе самыми непрочными являются браки между представителями разных религиозных традиций. Я бы порекомендовал замечательную книгу отца Даниила Сысоева «Брак с мусульманином». Она возникла как результат того, что многие женщины, собиравшиеся вступать в такой брак или вступившие в него, столкнулись с большими проблемами и спрашивали совета. И когда отец Даниил увидел, насколько масштабна проблема смешанных браков, он составил эту книгу. Такого рода книги я бы рекомендовал читать прежде, чем принимать решение о таком замужестве. Я бы советовал не спешить. Что обычно бывает с теми, кто связывает свою жизнь с мусульманином? Здесь обычно бывает два пути. Разные судьбы у тех семей, кто остается в России, и у тех, кто уезжает жить в мусульманские регионы. В семьях, оставшихся в России, как правило, крестят детей, что очень редко бывает в мусульманских регионах. Потому что по мусульманским законам дети в смешанных браках должны быть мусульманами. И в случае развода в России дети практически всегда остаются с матерью, а в мусульманских странах ребенок должен остаться в семье отца. Мне самому приходили письма от женщин, принявших ислам или вышедших замуж за мусульманина. Помню одно из них. Женщина, написавшая его, была просто в шоке от того, насколько сильно отличается их культура от нашей, и насколько сильно это подавляет ее. Но вот что интересно: она же понимала, за кого выходит замуж, понимала, куда поедет жить, и даже избранник ей об этом говорил, но тогда она думала, что ее это не коснется, что плохо бывает только у других, а с ней все будет хорошо. Такие мечты часто разбиваются о твердь реальности.
В смешанных браках часть женщин принимают ислам. Женихи их специально сподвигают к этому. Несколько лет назад я даже читал в интернете о таком явлении, как «любовный джихад». Он заключается в том, что красивые мусульманские парни прельщают девушек, толкают их к принятию ислама, потом бросают их и находят других. Многих уговаривают принять ислам обманным путем, успокаивая тем, что «если ты примешь ислам, то ты не отречешься от своей веры, пророк Иса у нас тоже почитается, тебе нужно будет лишь произнести некоторые слова, которые положено произносить по нашей традиции». В действительности человек должен произнести шахаду в мечети, что означает принятие ислама и отречение от Православия, а отступничество от истины — тяжкий грех. Вторая категория женщин не принимают ислам и остаются светскими. А третья категория состоит из женщин, которые понимают всю бедственность своего положения и считают необходимым, напротив, укрепиться в своей православной вере. Жизнь у таких женщин непростая. Бывает, что и жена обращает своего мужа-мусульманина в христианство, в России таких случаев бывает больше, но и в исламских странах такие случаи есть. Но часто все кончается разводом.

Что бы Вы посоветовали нашим читательницам?
Храните веру православную, изучайте ее, дорожите отношениями с Богом. У некоторых даже более или менее воцерковленных православных женщин есть установка, что нужно выйти замуж любой ценой, хоть за кого-нибудь — не получается за православного, найдем хоть атеиста, хоть мусульманина. Но если женщина считает себя православной христианкой, она должна знать, что Церковь не благословляет такого рода браки. Это запрещено канонами Церкви, а они созданы не для того, чтобы усложнить жизнь, а для того, чтобы ее облегчить. Нужно довериться Богу, молиться и искать воли Божией. Ведь мы ищем не семью саму по себе, мы ищем счастья. Просто верим, что оно обязательно будет через семью, а то и через семью именно с конкретным человеком. Но если есть знак, что это не по воле Божией, если что-то не получается, то не стоит упрямо добиваться придуманного нами. Может быть, счастье наше не в этом? Может быть, Бог приготовил нам счастье в чем-то ином и надо успокоиться и прислушаться к Его воле?

Беседовал Сергей Тимченко

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"