Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      

Таинство брака

01.10.13

Сегодня мы расскажем, почему для христиан настолько важно, чтобы семейный союз мужчины и женщины был освящен Господом в таинстве брака и как подготовиться к столь важному событию тем, кто решил объединить свои жизни.

И будут двое одна плоть
Брак — одно из самых первых установлений Бога о человеке. Творец создал женщину как спутницу и помощницу мужчине, ибо не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18), и заповедовал ей рожать от мужа детей, умножая род человеческий на земле. Уже в первых главах книги Бытия нам открываются основные цели брака, заключающиеся в чадородии и взаимной помощи и поддержке между супругами.

Последствия супружеской неверности так же болезненны и губительны, как разрыв человеческой плоти. Поэтому в случае измены одного из супругов, который тем самым разрывает единую плоть семьи, Церковью допускается такая крайняя мера, как развод, разрешение на который должно исходить от архиерея. Развод возможен также при уходе одного из супругов в монастырь (при согласии второго из супругов) и при некоторых других особых обстоятельствах. Церковный брак ни в коем случае не может быть расторгнут по столь популярной сегодня причине, как «несовместимость характеров» супругов. Поэтому прибегать к Таинству Брака стоит с полным пониманием того, что заключается он один раз и на всю жизнь.

Таинство любви

Скрепляя брак таинством, Церковь благословляет дух, душу и тело жениха и невесты на соучастие в Христовой любви, на рождение детей и на их воспитание в христианском духе. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает, — учит Христос (см. Мф. 19, 6).

Брак необязателен для христианина — целомудрие и отказ от супружеской жизни ради более полного посвящения себя Богу испокон веков ценились Церковью как наивысшая добродетель. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене (см. 1 Кор. 7, 32–33), — говорит Апостол. Но и в браке человек может достичь духовных высот. Честный христианский брак — один из вернейших путей к исполнению заповедей Божиих. Если в основе брака лежит не плотская страсть, а искреннее желание воплотить в своем союзе образ Христа-жениха и Церкви-невесты, то все заботы и тяготы супругов будут делиться пополам, равно как умножатся вдвое их радости.

Апостол Павел призывает: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены (Еф. 5, 22–23). Понимание необходимости повиновения жены мужу есть залог семейного счастья; и поистине мудра женщина, воплощающая своей жизнью эти слова.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25), — продолжает Апостол. Муж, по учению Евангелия, должен любить свою жену, как Христос любит Церковь, то есть любить неизменно, до конца жизни, до готовности страдать и умереть за нее. Такая любовь способна перенести все невзгоды в жизни и в состоянии загладить любое несходство характеров. На власть, данную мужу, следует смотреть не как на преимущество, а как на долг. Первенство вручено Богом мужу не для господства над женой, а для разумного семейного домостроительства — это его крест и величайшая ответственность перед Господом.

Подготовка к таинству брака

По правилам Русской Православной Церкви священник может обвенчать мужчину и женщину только в том случае, если они предоставят ему свидетельство о браке, выданное в загсе.

Выбрав храм, в котором предполагается совершить таинство, жених и невеста договариваются со священником о конкретном времени его проведения. Предварительно батюшка должен выяснить, нет ли церковно-канонических препятствий для венчания и, если таковые отсутствуют, объяснить, как будет проходить таинство и как к нему подготовиться.

Очень хорошо, если молодые в день венчания или накануне причастятся Святых Христовых Таин.

Родители брачующихся должны приготовить и затем принести в храм для благословения жениха и невесты две иконы — Спасителя и Пресвятой Богородицы. В прежние времена на Руси венчальные иконы передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Если родители не участвуют в таинстве, об иконах стоит позаботиться самостоятельно.

Помимо икон в день венчания с собой нужно принести большое полотенце, лучше всего льняное — на нем жених и невеста будут стоять во время совершения таинства (потом оно должно остаться в храме), и две венчальные свечи, которые будут гореть в руках брачующихся. Также надо не забыть обручальные кольца и отдать их священнику перед началом таинства для благословения в алтаре.

Присутствовать при венчании могут все родственники и друзья новобрачных, независимо от исповедуемой ими религии. Однако держать венцы над головами жениха и невесты должны только крещеные в православной вере. Если приглашенные на торжество далеки от церковной жизни, стоит заранее объяснить им правила поведения в храме и оговорить форму одежды. Особенно это касается женщин…

Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не везде: стоит прояснить этот момент заранее или вообще обойтись без съемки в храме, которая будет отвлекать от соборной молитвы, ради которой, собственно говоря, все и собрались. Лучше всего сделать памятную фотографию после совершения таинства.

Канонические препятствия к церковному браку

Препятствием к венчанию является кровное родство жениха и невесты — вплоть до четвертой степени родства включительно, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении — без особого разрешения архиерея не могут быть обвенчаны воспреемники (крестные родители) одного ребенка, крестный отец и крестница, крестная мать и крестник.

Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами, пришедшими в храм лишь по настоянию одного из супругов или родителей, если хотя бы один из супругов некрещен и не готов принять крещение перед венчанием.

Венчание православного с лицом другого христианского вероисповедания (католиком или баптистом) возможно только по особому разрешению архиерея. Если один из супругов исповедует нехристианскую религию (ислам, иудаизм или буддизм), такой брак не может быть освящен Православной Церковью.

Невозможно венчание для тех, кто однажды связал себя монашеским обетом девства, а также для священников и диаконов после их рукоположения.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию.

Совершение таинства брака

Церковное благословение брака состоит из двух частей: обручения и венчания. Таинство Брака обычно совершается по завершении Божественной литургии. Брачующиеся становятся лицом к алтарю, жених по правую, а невеста по левую сторону. Через Царские врата из алтаря выходит священник, держа в руках крест и Евангелие, которые он полагает на аналой. За священником следует дьякон — он выносит на подносе освященные обручальные кольца. Трижды благословив жениха и невесту иерейским благословением, священник вручает им зажженные венчальные свечи — символ радости, чистоты и целомудрия.

После этого священник берет с престола кольца и надевает на безымянные пальцы правой руки жениху и невесте. Взяв сначала кольцо жениха, он трижды произносит: Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек). При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над головой жениха и надевает кольцо. Затем берет кольцо невесты и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек) и также надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки. Затем жених и невеста трижды обмениваются своими кольцами — в ознаменование полного взаимного доверия друг другу.

Обрученные приближаются к аналою, на котором лежат Евангелие и святой крест; жених и невеста становятся на заранее разостланное полотенце (подножие) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем, и перед крестом и Евангелием объявляют свое благое и непринужденное желание вступить в брак.

Далее начинается непосредственно чин венчания. Наступает самая важная и торжественная минута во всем чинопоследовании Таинства Брака — священник возлагает венцы на головы новобрачных (либо передает в руки свидетелей, которые будут держать их над головами супругов).

При возложении венцов на жениха и невесту священник произносит: Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек). Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек) и трижды, в честь Святой Троицы, благословляет обоих, трижды же возглашая тайносовершительные слова: Господи, Боже наш, славою и честию венчай я! (Я по церковно-славянски означает их). С этой минуты жених становится мужем, а невеста — женой.

В наставление новоиспеченным супругам читаются Апостол и Евангелие. Затем священник, благословив, подносит бракосочетавшимся чашу с красным вином и дает троекратно вкусить из нее в знак того, что отныне во все время последующей супружеской жизни супруги должны иметь одни желания и намерения и делить пополам счастье и несчастье, радости и скорби, труды и покой.

Соединив правые руки супругов и покрыв их концом епитрахили (в знак того, что они соединились во Христе и что муж получает жену от самой Церкви), иерей троекратно обводит новобрачных вокруг аналоя, выражая этим обхождением их радость и духовное ликование. Обхождение совершается трижды во славу Святой Троицы, призываемой во свидетельство обета супругов. По окончании обхождения венцы с новобрачных снимаются. Муж и жена символически целуют друг друга и чин венчания оканчивается.

Далее, согласно обычаю, супруги подходят к Царским вратам, где муж целует икону Спасителя, а невеста — икону Божией Матери, затем они меняются местами и еще раз прикладываются к святым образам (жена к образу Господа, муж к образу Богородицы). Священник дает крест для целования и вручает молодым венчальные иконы: мужу — икону Спасителя, жене — икону Богородицы.

Совершение таинства брака во второй и третий раз

Церковь дозволяет вступать во второй и даже третий брак (не более) в случае преждевременной смерти одного из супругов или законного расторжения брачного союза (для супруга, неповинного в прелюбодеянии). Чинопоследование о второбрачных излагается короче, чем чинопоследование первого брака — оно менее торжественно и проникнуто духом покаяния.

По чину второбрачных венчание совершается только в том случае, если и жених, и невеста вступают во второй (или третий) брак. Если же один из них вступает в брак впервые, совершается венчание по обычному чину.

Венчаться никогда не поздно

Церковь никогда не отказывает в благодати таинства, даже если «новобрачные» находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к Таинству Брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы заменяется для них благоговением и трепетом перед величием Таинства Брака.

Вера и суеверие

Находясь под благодатью Церкви, не стоит поддаваться страху и тревоге и следить за тем, кто первым ступит на венчальное полотенце или чья свеча окажется короче — главенство в семье в любом случае по праву должно принадлежать мужу.

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"