В преддверии наступающих дней, непосредственно подводящих нас к Пасхе, многим, наверное, хотелось бы уточнить, как же, собственно, нужно себя вести, чтобы правильно и без греха подготовиться (во всех отношениях) к этому величайшему Торжеству.
Очевидно, что церковные праздники нужно отмечать, прежде всего, в церкви, отодвигая приготовление всех «вкусностей» на второй план. Соборная молитва, пост и покаяние, внимание к тому, что происходит на богослужении, чтение и слушание Страстных Евангелий — все это как ничто другое поспособствует тому, что Пасха будет встречена с радостью и ликованием, а не в полуобморочном состоянии усталой души, замотавшейся в бесконечной яично-куличной круговерти. Поэтому первое, и самое главное правило — все нужно делать вовремя, чтобы наши домашние хлопоты ни в коем случае не мешали молитве. Все масштабные кулинарные мероприятия лучше бы успеть закончить в Великую Среду, как, кстати, и делали все наши благочестивые предки на Руси — честное слово, ни куличам, ни крашеным яичкам абсолютно ничего не сделается за три-четыре дня, как не делается им ничего за неделю-другую после Пасхи, пока наши домочадцы доедают все это великое праздничное изобилие. К тому же, как показывает практика, нет нужды затевать такую выпечку, которую с успехом хватит на роту солдат, ведь пока вы раздариваете ваши бесконечные куличи близким и знакомым людям, вам успевают подарить точно таких же куличей в два раза больше, и вы все равно будете вынуждены делиться ими с кем-то еще, иначе они просто засохнут. А на выпечку пяти — шести штук вполне можно найти время и после службы, если абсолютная свежесть конечного продукта для вас как-то критична.
Наша физическая усталость после богослужения — вполне нормальное явление, но, когда мы пришли домой (конечно, если дорога к храму не отнимает у нас два-три часа) с нашей стороны было бы нечестно сразу ложиться и отдыхать, пуская домашние дела на самотек. Страстная неделя — это особые дни, дни, когда сосредоточенность всех наших сил должна достигать своего максимума, и охватывать все стороны нашей жизни. И если домочадцы просят помощи, например, в уборке, или по уходу за больным или ребенком — отказывать в этом нельзя. Хорошо, если получится совместить это с посещением храма, а не получится, что ж, лучше помолиться дома и сохранить семейный мир, чем прийти со службы и потратить все силы и благоговение на скандалы, и без того очень часто возникающие под конец поста даже и на совершенно пустом месте. В доме, где все верующие, но есть, скажем, грудные дети, которых невозможно носить с собой на каждую службу, можно договариваться и посещать церковь по очереди, чтобы никому не было обидно. Одним словом, где возможно, всегда нужно стараться искать компромисс и золотую середину, но не жалеть себя, хотя бы в эти дни, когда вспоминаются те скорби, которые понес за наши грехи Господь. И если можно сделать что-то не вместо посещения храма, а после него, пожертвовав при этом своим отдыхом, лучше эту возможность не упускать, хотя бы раз в году.
Все дни Страстной Седмицы, каждый по-своему, пронизаны воспоминаниями о последних событиях в земной жизни Спасителя. Великие Понедельник, Вторник и Среда посвящены воспоминанию Его последних бесед со своими учениками и народом, в том числе, и с искушавшими Его фарисеями. За это время в храме должны быть целиком прочитаны все четыре евангелиста, но, по возможности (зачастую, единственной возможности), хорошо было бы прочитать те же Евангелия еще и дома, потому что в церкви, из-за большого объема читаемого, смысл происходящего легко может потеряться в какие-то моменты. К тому же, не всегда есть возможность прийти в храм, и не только из-за загруженности домашними делами — где то, в небольших населенных пунктах, службы начинаются только с вечера Великой Среды, а в совсем уж глухих селениях и того позже.
Хорошо, если вместе с внимательным чтением Евангелия приходит и понимание того, что же претерпел Спаситель за наши грехи, приходит покаяние и священный страх, без которого что домашнее чтение, что посещение церковных служб, не имеют особого смысла. Если понимания нет, то нужно постараться собственными усилиями и размышлением о Христовых Страстях его добиться — к этому и призваны эти святые и скорбные дни.
В Чистый Четверг (когда куличи уже испечены, дома порядок, и ничто земное нас уже не отвлекает) мы, по обычаю, стремимся причаститься Святых Христовых Таин за утренней литургией, в воспоминание того, самого первого Причастия, которое было установлено Спасителем на Тайной Вечери в Иерусалиме. Это вовсе не означает, что Тело и Кровь Христовы в этот день чем-то отличаются от тех, которые предлагаются нам во все остальные дни церковного календаря, нет. Просто, все глубже и глубже проникаясь духом евангельских событий, мы стремимся принимать участие в них лично, подобно тому, как мы приносим в храм вербные ветви, вспоминая о тех пальмовых ветвях, которыми устилали дорогу Христа в Иерусалим. В свете этого очевидно, что неправы те люди, которые причащаются лишь раз в году, именно в этот день, и после этого исчезают из храма, хорошо, если только до Пасхи, а то и до следующего Чистого Четверга могут пропасть. Странно и непонятно, как можно принять участие в Тайной Вечери, и не следовать со Христом дальше, из иерусалимской горницы — в Гефсиманию, оттуда — на суд первосвященника, после к Пилату, и, наконец, к месту Его последних страданий, к горе Голгофе — ведь именно об этом будут рассказывать нам все последующие церковные чтения и скорбные песни Великой Пятницы и Субботы, без которых немыслима и сама Пасха.
Утреня Великой Пятницы служится в наших храмах в четверг вечером. Самая главная особенность этой службы — чтение так называемых двенадцати Страстных Евангелий, двенадцати отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. Утром, уже в саму пятницу, когда Бог умер за нас на Кресте, Литургия не совершается, а на Часах снова прочитываются Евангелия о Его Страстях. Вечерня Великой Пятницы (вынос Плащаницы) посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня, около двух часов.
Многие в эти дни с прискорбием отмечают некоторую «деревянность» души, когда вместо священного ужаса за то, что люди сделали со своим Богом, пришедшем на землю для их спасения, наблюдается только усталость тела и тупость ума, как будто все эти Евангелия, Плащаница, да и вообще все, что происходит вокруг, касается не всего состава нашего естества, а является просто красивой традицией. Может быть, суть происходящего станет для нас понятнее, если в это время мы вспомним, как потрескались камни, ставшие свидетелями Его смерти, как солнце не смогло смотреть на страдания своего Создателя и померкло, как разодралась завеса в храме, подобно одежде, разрываемой человеком в великой печали — именно об этом и повествуют нам богослужебные песнопения и тексты этого дня, нужно лишь слушать их не только ушами, но и душой… А потом посмотрим внутрь своего собственного живого сердца, и спросим себя, есть ли в нас хотя бы тень того чувства, которое испытывали бездушные вещи в эти страшные дни? Нет, у нас на уме все больше усталость в ногах, куличи, да творожные голгофки с изюмом (вот вам еще один аргумент в пользу того, чтобы закончить всю кулинарную суету в среду вечером)…
Вот уже, наконец, и преддверие Пасхи, Великая Суббота! Но почему-то самый благословенный день субботнего покоя, когда Покоящийся во гробе телом и Сошедший душою во ад Господь уже победил смерть Своею смертью, особенно часто проходит мимо нашего внимания. Может показаться, что не осталось уже ни времени, ни сил, но на самом деле нам просто не хватает внутреннего понимания, что с этой службы, собственно, и начинается сама Пасха, начинается переход от покоя смертного к покою Воскресения Христова, и к его великой радости, когда одинаково — постившиеся и не постившиеся, воздержанные и нерадивые — все призваны ликовать о ныне открытых вратах Небесного Царствия… Призваны-то призваны, только вот у кого эта радость будет более чистой и безмятежной — вопрос, который каждый может задать себе сам. Ведь если бы чистая Пасхальная радость была бы возможна без тяжелого труда, стала бы Церковь пронизывать свои долгие службы призывами к покаянному плачу, собранности ума и молитве?
Так что лишь нам самим предстоит выбирать, как мы проведем эти великие дни. Безусловно, мера поста и молитвы будет для каждого своя, потому что нельзя ставить на один уровень старых и молодых, рабочих и безработных, больных и здоровых, но, тем не менее, пока мы видим в церквях молящихся с нами бок о бок многодетных мам, старушек, пешком за много километров приходящих на службы с каких-то выселков, пропустивших занятия студентов и школьников (это ни в коем случае не призыв к действию, а просто констатация факта), нет оправдания нашей занятости домашними делами и прочей житейской мишурой. Когда слышен призыв Церкви «Да молчит всякая плоть человеча…» лучше, действительно, заставить замолчать все посторонние голоса, проносящиеся в нашей голове, и в тишине внимать дивным предпасхальным молитвам. И когда в этой тишине зазвучат радостные колокола, возвещающие Господне Воскресение, мы будем первыми, кто их услышит.
Священник Димитрий Васильев
Комментариев нет