О чем надо помнить желающим спастись
... Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме; но только не многие и редкие на самом деле исполняют благое свое желание, — именно те, которые твердо держатся слов Священного Писания, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие небесное, и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби и болезни и разные неудобства, содержа всегда в памяти слова Самого Господа: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди.
А главные заповеди Господни: не судите, и не судят вам; не осуждайте, да не осужденни будете; отпущайте, и отпустится вам.
Кроме этого, желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что спасение совершается между страхом и надеждою. А желать видеть свое спасение ясно, как на ладони, — желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена, то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град, и подобное тому: то кольми паче в духовной жизни бывают прелоги и неожиданные изменения.
Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается разными переменами, приятными и неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребывать в неизменном состоянии есть путь волков, то есть мысленных, которые таковых благовидными предлогами и доводят до погибели, от чего да избавит нас Всеблагий Господь.
Жить в простой хижине и не смиряться — к хорошему не приведет. Немощному душою и телом полезнее жить в удобной келье и смиряться, зазирая и укоряя себя за удобство и просторную келью. Суровую жизнь могут проходить редкие и только крепкие телом, которые без вреда могут переносить и холод, и голод, и сырость, и долулежание. А по слову преподобного Иоанна Дамаскина немощным телом полезнее смирение и благодарение, нежели телесные труды и подвиги, к которым они не способны.
На тебя нехорошо влияют резкие слова таких лиц, которые, по твоему мнению, говорить бы должны иначе. Святой Иоанн Лествичник пишет, что Господь промыслительно иногда оставляет и в духовных людях некоторые недостатки, чтобы чрез это приводить их к смирению. Если хочешь поставить себя на твердой стези спасения, то прежде всего, постарайся внимать только себе одной, а всех других предоставь промыслу Божию и их собственной воле и не заботься никому делать назидание.
Не напрасно сказано: кийждо от своих дел или прославится, или постыдится. Так будет полезнее и спасительнее и сверх того покойнее.
5 сентября 1882 года.
Комментариев нет