В Троице-Сергиевой Лавре прошли торжества в праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского
18 июля 2019 года, в праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Силуана (Никитина) во епископа Петергофского, викария Санкт-Петербургской епархии.
Его Святейшеству сослужили: Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон; митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий; митрополит Липецкий и Задонский Арсений; митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий; митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Синодального миссионерского отдела; митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений; митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Киево-Печерской лавры; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Рязанский и Михайловский Марк; митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви; митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии; митрополит Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф; митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; митрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре; митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, Патриарший экзарх Западной Европы; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай; архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат; архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Серафим; епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген; епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Троице-Сергиевой лавры; епископ Бийский и Белокурихинский Серафим; епископ Павлово-Посадский Фома; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Воркутинский и Усинский Марк; епископ Клинский Стефан, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря; архимандрит Василий (Кулаков), избранный и нареченный во епископа Николаевского, викария Хабаровской епархии; архимандрит Игнатий (Голинченко), избранный и нареченный во епископа Енисейского и Лесосибирского; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря; насельники Лавры в священном сане.
Также среди сослужащих были представители Поместных Православных Церквей: митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил; епископ Моравичский Антоний, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси; протосингел Теофил Обрежа, эконом монастыря Путна (Румынская Православная Церковь); архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии; протоиерей Даниил Андреюк, представитель Православной Церкви в Америке.
На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев, помощник Президента РФ И.Е. Левитин, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, депутат Государственной Думы ФС РФ С.А. Пахомов, заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов, глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области М.Ю. Токарев, глава администрации городского поселения Сергиев Посад К.В. Негурица.
В числе молившихся в храме были игумении женских монастырей, участники православного молодежного форума «ДоброЛето-2019», которой проходит в эти дни на Благовещенском поле Сергиева Посада, делегаты ХII Международного съезда «Содружество православной молодежи», многочисленные паломники.
Богослужебные песнопения исполнил хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова).
На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел епископа Воркутинского и Усинского Марка в сан архиепископа — на основании определения Священного Синода от 28 декабря 2017 года (журнал № 117), в связи с назначением на Воркутинскую кафедру (в соответствии с Положением о наградах, пункт 2.2.1 которого гласит: «Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию»).
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.
Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), насельник Троице-Сергиевой лавры.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Петергофского Силуана на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Силуан!
Днесь благодать Святаго Духа нас собра, дабы, празднуя память одного из величайших русских святых, мы вознесли усердные молитвы ко Господу, приобщились Евхаристической Трапезе и вместе с тем стали свидетелями и участниками рождения в Духе нового епископа Церкви.
Стоя у врат открывающегося пред тобою поприща, воздай хвалу и благодарение Великому Архиерею Христу, уповай на Его всеукрепляющую помощь и со вниманием выслушай сие напутствие, которое по древней традиции преподается новопоставленным епископам.
Церковь доверяет тебе ответственное и непростое служение: руководить одной из ведущих духовных школ в нашей стране — Санкт-Петербургской академией. Развитие богословского образования, воспитание духовных пастырей, готовых не только с кротостью и благоговением давать отчет в своем уповании (1 Пет. 3:15), но и отвечать на самые сложные вопросы современности или, как мы теперь говорим, на вызовы времени, — всё это суть важнейшие задачи церковной жизни.
Почему богословское образование имеет такое значение для Церкви Христовой? Потому что посредством образования, через подготовку священно- и церковнослужителей осуществляется преемство духовной традиции и происходит передача ценностей Православия от поколения к поколению, и нет ни одной профессии, ни одной категории людей, которые бы несли в большей степени ответственность пред Богом и перед народом за эту неповрежденную передачу духовных и нравственных ценностей, составляющих ядро нашей национальной традиции.
Знание наполняет веру смыслом. По своему 10-летнему опыту управления Санкт-Петербургскими духовными школами могу сказать, что воспитание будущих пастырей, педагогическая работа с подрастающим поколением оказывает очень большое влияние на тех, кто затем приступает к престолу Божиему. Все самое лучшее закладывается в эти годы. Но молодость — это особое время, когда человек нередко некритически воспринимает внешние сигналы, включая те, что весьма опасны для его сознания, чувств, воли и могут привести к гибели. Вот почему работа с нашей церковной молодежью, которая избрала для себя путь служения Христу, является одной из самых важных. В конце концов, от твоего труда, от твоей преданности воле Божией, от твоей способности говорить от сердца к сердцу с молодежью, от твоей способности таким образом передавать смысл веры, чтобы он воспринимался сознанием просвещенных молодых людей, и будет во многом зависеть успех нашей церковной жизни.
Знание наполняет веру смыслом. «Если наш разум не развит, то мы не знаем, кто мы и почему существуем», — справедливо утверждает святитель Василий Великий (Беседа 1. О сотворении мира). Особенное значение эти слова приобретают для будущего пастыря, поскольку тот, кто поставлен учить других, должен быть опытнее всех и искуснее в знаниях, как свидетельствует о том другой великий учитель Церкви Христовой святитель Иоанн Златоуст (О священстве. Слово 4).
Вместе с тем необходимо понимать, что богословие — это не «вещь в себе» и не какая-то сумма представлений о Боге. Истинная цель богословия состоит в приведении человека к подлинному богообщению, в приобретении им реального опыта жизни во Христе. А потому познавательная ценность обучения в духовных школах должна непременно сочетаться с воспитательной работой. У преподобного Марка Подвижника находим яркие и удивительно точные слова о том, к чему может привести интеллектуальность без деятельной веры: «Оставивший дела и удовольствовавшийся одним знанием, вместо обоюдоострого меча держит тростниковую трость, которая во время брани поранит руку его и, вонзившись в нее, вольет яд надмения» (Слово о законе духовном, гл. 86).
Воспитанникам духовных школ важно не только передать знания о православном Предании, но и, что особенно значимо, укрепить их в любви к Церкви и к Богу. Они призваны духовно развиваться внутри этого Предания, учиться жить опытом исполнения евангельских заповедей.
Обучаясь в духовных школах, студенты должны получать такие знания, которые будут востребованы и Церковью, и обществом. Нам следует научиться интерпретировать нашу традицию таким образом, чтобы она становилась понятной для современного человека. Не последнее место в связи с этим занимает подготовка новых качественных переводов святоотеческого наследия, которые бы раскрывали людям дивную красоту и неисчерпаемое духовное богатство православной традиции. Как ты знаешь, в своей время Санкт-Петербургская духовная академия внесла бесценный вклад в переводы святоотеческих текстов на русский язык.
Конечно, духовное образование немыслимо без развития церковной науки, без серьезных академических исследований. Отрадно отметить, что усилиями твоих предшественников, и не в последнюю очередь стараниями Преосвященного архиепископа Амвросия, принимавшего ныне участие в твоей хиротонии, Санкт-Петербургские духовные школы стали одним из крупнейших центров богословской мысли в нашей Церкви. А если говорить конкретнее, сегодня Санкт-Петербургская духовная школа занимает верхнюю строчку рейтинга среди всех духовных школ Русской Православной Церкви. Тебе предстоит войти в эти труды и успешно продолжать все те замечательные дела, которые были совершены твоими предшественниками. Поощряй талантливых молодых людей, стремись, чтобы они становились учеными, дабы с пользой для Церкви реализовывать свои дарования на научном поприще. Вместе с тем важно не замыкаться в отвлеченном академизме, а направлять развитие богословия таким образом, чтобы оно сопрягалось с реальной жизнью, отвечало на вопрошания времени.
Ты имеешь за плечами ценный опыт деятельности в Сретенской духовной семинарии. Убежден, что приобретенные тобою знания будут весьма востребованы и на новом месте твоего послушания.
Предстоящее служение может показаться невероятно тяжелым и даже невозможным для человека. Это правда, как правда и то, что к этим трудам призвал тебя не человек и даже не группа людей, которые занимают очень важное место в управлении нашей Церкви, но Сам Господь. Всегда помня об этом, доверься Господу, надейся на Него всем сердцем твоим, во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои (Притч. 3:5-6), подаст тебе силы и разумение достойно исполнить порученное послушание, укрепить и утешить людей, которые проходят через различные испытания.
Особый промысл Божий вижу в том, что хиротония твоя совершилась в день памяти преподобного Сергия, так почитаемого нашим народом, в том числе как покровителя учащих и учащихся. Именно ему не давалось учение до тех пор, пока некто не явился Преподобному в знак того, что его сильные отроческие молитвы были услышаны. Преподобный Сергий стал одним из самых просвещенных и образованных людей в России своего времени. Молитвенное заступничество великого угодника земли Русской, у цельбоносных мощей которого ты сподобился получить благодать архиерейства, да пребывает с тобой неизменно.
Выслушав сие наставление, прими в руки жезл и от полноты почивших на тебе даров Духа Святаго преподай благословение народу Божию, молитвенно соучаствовавшему сегодня в твоей епископской хиротонии. Аминь».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
В день праздника по традиции богослужения совершались во всех храмах Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных школ.
В Троицком соборе Божественную литургию возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; в Сергиевском трапезном храме — Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; в Духовском храме — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; в Покровском академическом храме — Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел; в храме преподобного Иоанна Лествичника — глава Среднеазиатского митрополичьего округа, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; в Черниговском скиту — митрополит Астраханский и Камызякский Никон.
По окончании богослужений Святейший Патриарх Кирилл, Блаженнейший митрополит Онуфрий, члены Священного Синода и все иерархи, прибывшие на торжества в Лавру, совершили молебен на Соборной площади перед чтимой иконой преподобного Сергия Радонежского.
После молебна у Патриарших покоев Лавры состоялась встреча Святейшего Владыки с делегатами XII Международного съезда «Содружество православной молодежи». Юноши и девушки преподнесли Его Святейшеству список Дамаскинской иконы Божией Матери. Завершая краткую беседу, Святейший Патриарх благословил православную молодежь.
Затем с балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником для всей нашей Церкви, наипаче же для града Москвы и сей святой обители, — с днем перенесения мощей святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.
У святителя Иоанна Златоуста находим такие слова: «Со святостью связано великолепие, потому что великолепие — это и есть святость». Почему же Златоуст так сказал? Ведь в современном жаргоне для чисто внешнего великолепия есть совершенно иное слово — гламур. За ним не может быть ни святости, ни какого бы то ни было духовного содержания. Гламур — это внешняя привлекательность при внутренней пустоте.
Если внимательно посмотреть многие современные фильмы или развлекательные телепрограммы, то все эти жанры можно точно оценить как гламур, попытку придать внешнюю привлекательность при очень бедном, ничтожном с точки зрения нравственности содержании. Все обрамляется в очень дорогое обличие, все стоит огромных денег, но гламурные потуги ничего не дают сознанию и душам людей и не создают подлинное великолепие.
Мы поражаемся великолепию Троице-Сергиевой лавры, подвигу монахов, зодчих, строителей, которые создали этот дивный ансамбль. Со всего мира люди приезжают только для того, чтобы хоть раз в жизни взглянуть на это великолепие, сфотографировать его на память. Но если бы не было содержания за этим великолепием, если бы люди не отдавали себе отчет, что все это создано во славу Божию, что человеческий талант так явил себя на сравнительно малой территории, создав поистине сокровища мировой архитектуры, то и самой бы этой красоты здесь не было.
То, что я сейчас говорю, имеет отношение к жизни каждого из нас. Каждому свойственно стремиться к великолепию — в той или иной степени, в зависимости от материальных возможностей, от служебного положения, от культуры человека. У каждого есть желание выглядеть достойно, одеваться соответствующим образом, иметь хорошие манеры. Все это правильные усилия, и они не порицаются Церковью при одном условии: если стремление сделать красивой свою внешнюю жизнь сочетается с активной работой над внутренним содержанием. Только тогда и будет великолепие — когда великолепный облик будет отражать внутреннее великолепие человека, причем внешнее всегда вторично.
Преподобный Сергий не отличался великолепием риз, в которых он служил. Не отличались великолепием и убогие деревянные кельи, в которых жили иноки. Но как быстро это святое место расцвело внешней, но действительно спасающей красотой!
Мне бы хотелось, чтобы вы все запомнили слова святаго Иоанна Златоуста, которые я привел по случаю этого праздника. И всякий раз, когда мы вкладываем огромные усилия к тому, чтобы достичь внешнего великолепия или хотя бы находиться на каком-то уровне, когда мы вкладываем во все внешнее свои ресурсы, свое время, свои деньги, — не стоит ли спросить: а где мое внутреннее содержание в этой выстраиваемой мной системе? Каковы пропорции между внутренним и внешним? И честные ответы на этот вопрос помогут нам избежать ошибок — не служить гламуру, а созидать подлинное великолепие, соприкасаясь с которым, люди будут испытывать радость. Более того, они и сами, задаваясь вопросом, как нам удается так соединять внутреннее с внешним, будут стремиться поступать такожде.
Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, Господь да поможет нам создавать подлинное великолепие личной, семейной, общественной жизни, умножать красоту наших городов и сел, строить подлинно красивую страну, где внешняя красота поддерживалась бы силой духа и внутренней красотой нашего народа. Аминь».
Комментариев нет