Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Сии три: Вера, Надежда, Любовь...

16.12.11

Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11. 1,3)

1875 лет прошло с мученической кончины святых подвижниц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. О подвиге святых юных христианок и их матери, открыто исповедовавших Христа пред лицом языческого мира, а также о самих добродетелях, послуживших им именами, мы беседуем с митрополитом Тернопольским и Кременецким Сергием.

Владыка Сергий, почти 2000 лет прошло с тех, как отроковицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София пострадали за Христа. Расскажите, пожалуйста, об этом событии.
Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу. Вместе со своими дочерями она не скрывала своей веры во Христа и открыто исповедовала ее перед всеми. Об этом стало известно императору Адриану, который повелел привести святую Софию в Рим. Святые девы с матерью предстали перед императором. Призывая по очереди сестер, император убеждал их принести жертву языческой богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде — 10 и Любови — 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал их жестоко мучить. Из жития известно, что во время истязаний Господь Своей Невидимой Силой хранил святых мучениц. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Господа Иисуса Христа. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу.

Владыка, расскажите, пожалуйста, о значении тех духовных понятий, от которых произошли имена Вера, Надежда, Любовь, София.

Понятия веры, надежды и любви знакомы каждому, но их подлинно-духовный, христианский, смысл способен понять тот человек, который всей своей жизнью стремится к этим добродетелям и практически их осуществляет. Как говорит преподобный Исаак Сирин, «человек не может приобрести надежду на Бога, если прежде, в своей мере, не исполняет воли Его». Дочери святой Софии были названы в очень правильной после­довательности. Имя старшей дочери Вера. Христианская добродетель под этим названием всегда признавалась основой христианской жизни, ее необходимым условием. Добродетели находятся в тесной взаимной связи. Человек, имеющий любовь, обязательно имеет и веру, и надежду. Если же он теряет веру, угасает и надежда, исчезает любовь. Как учит святой апостол Павел, вера является плодом нашего духовного возрастания (Гал, 5, 22) и, в то же время, она есть дар Божий человеку. С третьей стороны, веру может являть сам человек (как это было со многими исцеленными Иисусом Христом, Который перед тем, как совершить чудо, испрашивал веры).

Важно понимать, что вера — это не умозрительное понятие, она в жизни христианина постоянно должна подтверждаться делами. Только тогда вера нелицемерна и не мертва. Поэтому мало просто верить, надо иметь веру живую и действенную. Именно через делание вера становится не просто живой, но совершенной. Очень часто вера испытывается различными жизненными трудностями. И если человек с верой их переносит, то в конце испытания это будет уже другая вера, а не та, которая была в начале.

 Святой апостол Павел очень конкретно связывает веру со Христом. Это не вера во что-либо, или в кого-либо, какую-то идею, доктрину или учение; это даже не мировоззрение человека, а духовное состояние, связывающее раз и навсегда человека со своим Спасителем: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Именно поэтому вера может быть только одна и для всех одинакова. Потому что один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4, 5).

Верить можно в обетование Божие или в любое другое сверхъестественное откровение. При этом человеку приходится со многими вещами мириться и даже от чего-то отказываться. Иногда приходится полностью поменять свою жизнь. Святитель Николай Сербский говорит, что в такие моменты вера испытывается больше всего, но в эти же моменты жизни человек наиболее явно ведется по путям Господним. И счастье обретается тогда, когда человек не просто ждет осуществления ожидаемого и имеет твердую уверенность в невидимом, а тогда, когда Господь, рано или поздно, разрешает ту или иную трудную ситуацию. Тогда Отец наш Небесный намного ближе к нам, тогда мы не просто верим в Него, а мы Его знаем.

Некоторым людям бывает тяжело отличать веру от надежды. Поэтому можно привести такое сравнение этих понятий. Верить можно в то, что будет Второе Пришествие Иисуса Христа, а надеяться можно на свое спасение. Если вера требует от христианина полноценной отдачи, то надежда ждет от Самого Спасителя ответа и взаимодействия. Вера зависит от самого человека, а надежда связывает его с Богом и людьми. Апостол Павел надеялся со своей паствой, и любовь Божия излилась в их сердца Духом Святым (Рим. 5, 5).

Всем нам известным словом «любовь» называется наибольшая из всех трех этих добродетелей. Благодаря ей человек в наибольшей степени становится богоподобным. Ведь Сам Бог — есть Любовь. Он не верит, не надеется так, как мы. Поэтому, кто любит, тот знает Бога как Он есть, и в том пребывает Бог. Любовь — это такое состояние души, когда она украшена всеми добродетелями: не завидует, милосердствует, не ищет своего. Любовь к Богу и ближнему проявляется в исполнении заповедей Божиих. Поэтому она, как и все добродетели, развивается, если человек постоянно понуждает себя. Любовь — это совокупность всех совершенств.

Что бывает с человеком, если он живет без веры?

Человек без веры духовно слеп. И поэтому лишен самых главных ориентиров в своей жизни, без которых нет полноценного существования человека на земле. Прежде всего — это отрыв от своего Создателя и тех Божественных заповедей, которыми Господь желает направить человека по истинному пути. «И богатство... будь оно велико и течет отовсюду; и достоинство, будь оно царское; и умственные дарования, украшайся они даром слова, — ничего не значат, — как сказал преподобный Исидор Пелусиот. — Если не соединены с упованием на Бога. Ибо гнило то богатство, которого не присуждает Бог, часто с корнем вырывается и отъемлется у приобретающих, подобно бесплодному и дикому дереву, которое делает вред близким к нему деревьям; ...умственные дарования, не украшенные Божественною мудростью, бесполезны, как не знающие самообуздания. Господь отвращает мудрые вспять и советы их обуяет (Ис.44,25). Посему если и здешнее непрочно для нетвердых пред Богом, а будущее еще ненадежнее, то возьмемся за священный якорь».

На самом деле, не существует человека, который бы жил без веры. Он может не признавать Бога, но тогда он верит в другие силы. Он может не признавать загробную жизнь, но тогда он верит в ее отсутствие и так далее. У человека, который говорит о себе, что не имеет веры, нарушена система ценностей. Он ставит себе целью не спасение души и вечные блага, а временные материальные блага. И, как показывает жизненный опыт, такой человек, даже если и добивается определенного уровня достатка, ощущает пустоту, заполнить которую ему никогда не удастся без Бога. Он может заглушить это чувство удовольствиями и развлечениями, но это непродолжительно. Человеческие желания неограниченны, и в большинстве случаев, чем больше человек имеет, тем больше ему не хватает для счастья. Кроме того, страдают окружающие его люди. Вера же помогает человеку правильно выстроить систему ценностей, относиться к людям, материальным благам и событиям своей жизни. Вера — это то, что в большей мере определяет развитие всех остальных добродетелей.

Владыка, нередко нецерковные люди говорят, что они «верят в душе». Что это, самообман или самообольщение?

Выражение «вера у меня в душе» чаще всего идет после фразы «я в церковь не хожу». С одной стороны, так говорят люди, которые не хотят показаться полными атеистами, а с другой стороны — не хотят прилагать никаких усилий для своего спасения. Страх, что придется отказаться от каких-либо греховных привычек или удовольствий или изменить привычный образ жизни, не позволяет им задуматься по-настоящему о вере «в душе». И, если задать уточняющий вопрос о том, какая же все-таки вера у них «в душе», то ответа в большин­стве случаев не получишь, а если кто-то и попробует объяснить, то вскоре сам убедится, что его понимание веры очень расплывчато и неполно. Вера без дел мертва (Иак. 2, 17), — говорит апостол Иаков, а веру без дел он приравнивает к вере бесов, которые «веруют и трепещут».

Владыка, расскажите, пожалуйста, о добродетели надежды на Бога.

Если человек верит сознательно и понимает, что для спасения своей души в вечной жизни нужно приложить некоторые усилия в жизни временной, земной, тогда появляется решимость изменить свою жизнь. Надежда проявляется в твердом уповании на Бога и Его Промысл, уверенности в том, что все происходит по Его воле. «Надежда на Бога не допускает колебания, и Господь не благоволит всецело подавать помощь Свою тому, кто иногда надеется на богатство, славу человеческую и могущество мирское, а иногда надеждою своею признает Бога. Напротив того, человек должен вполне успокоиться на Божией помощи», — говорит святитель Василий Великий.

Надежда приводит к осознанию, что любое наше действие и решение приводит к последствиям: добрые дела и стремление помочь ближнему принесут награду и блаженство в жизни вечной, дела злые приводят человека к вечным мукам. В добродетели надежды человек нуждается постоянно. Нам необходимо верить в то, что Господь не оставит тех, кто стремится жить по Его заповедям, и надеяться, что Бог не оставит, поддержит и укрепит в трудностях.

Каков духовный смысл выражения «надежда умирает последней»?

Эта фраза зародилась не в христианской среде. И она не означает, что добродетели любви и веры умирают раньше надежды. Эта фраза призывает никогда не отчаиваться и даже в самых трудных обстоятельствах надеяться на Бога.

Надежда никогда не умирает, но она и не пребывает вечно. После Второго Пришествия Христова, когда люди получат возмездие за свою прожитую жизнь, надежда перестанет существовать. Потому что человек уже получит все то, на что надеялся, осуществится все, чего он ожидал и в надежде просто уже не будет необходимости.

Человек создан таким образом, что ему свойственно надеяться, потому люди и создали такую поговорку. Если человек теряет надежду, он впадает в отчаяние и тяжесть его положения невозможно описать словами. Это выражение обращает внимание на внутреннюю сторону духовной жизни человека. Ведь даже тогда, когда все умрет и все будет потеряно, все равно у человека остается его внутренний мир, определенные силы души и ее хорошие качества, к которым человек зачастую обращается в самую последнюю очередь. Это наш спасательный круг и последняя связь с Богом, потеряв которую, человек может потерять в конечном итоге все. Поэтому у человека духовного надежда не умирает даже последней.

Как не потерять надежду в наше время?

В наше время особенно необходимо твердо верить в Божий Промысл и знать, что все, что случается с нами, идет нам на пользу, если мы правильно отнесемся к этим событиям. Вот как говорит о надежде святитель Иоанн Златоуст: «Когда видишь наступающие бедствия — не падай духом, это, собственно, и есть надежда — стоять твердо среди опасностей... В том и состоит надежда, чтоб не отчаиваться и не падать духом, не тотчас получая ожидаемое».

Чтобы не потерять надежду, нужно осознавать, что все происходящее с нами происходит по Промыслу Господа Вседержителя. Как сказано в Евангелии, у вас и волосы на голове сочтены... (Мф. 10, 30). А если и случаются у нас в жизни какие-то сложно­сти, то мы должны понимать, что они даются нам для нашего блага, вот только нужно правильно к ним относиться и тогда все испытания сделают нас сильнее, опытнее и мудрее. А святой апостол Павел говорит: Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение (1 Кор. 10, 13).

Отчаяние и уныние — это отсутствие надежды. Чем страшен грех уныния?

Да, действительно, уныние и отчаяние являются следствием недостаточного доверия Богу и надежды на Него. И страшен грех уныния тем, что человек сам себя уничтожает. «Согрешить — дело человеческое, отчаяться же — сатанинское и всегубительное, почему и сам диавол отчаянием низринут в такую погибель, не захотев покаяться, — говорит преподобный Нил Синайский. — Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога... Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам помысл отчаяния; после этого уже не нужны ему будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не хотят противиться ему. Кто мог избежать этих уз, тот и силу свою хранит и до последнего воздыхания не перестает сражаться с ним и, хотя бы испытал множество падений, опять восстает и сокрушает врага. Кто же связан помыслами отчаяния и этим обессилил себя, тот не будет в состоянии победить врага».
Человек, потерявший надежду, перестает бороться за жизнь, и даже если ему дается шанс, то он его не использует. И когда Господь дарит ему жизнь, он, по внушению дьявола, выбирает смерть. Часто у таких людей, как они думают, нет больше никаких причин оставаться жить, и они заканчивают жизнь самоубийством. Поэтому нужно благодарить Бога за все, что происходит в нашей жизни и непрестанно молиться.

Владыка, расскажите о любви.

Как говорит нам святой апостол Павел, любовь есть большая из всех добродетелей. Иисус Христос, когда Его спросили о наибольшей заповеди, указал на заповедь любви: возлюби Бога всем сердцем своим... и ближнего своего как самого себя. Заповедь о любви — главная заповедь Нового Завета.

В любви можно увидеть как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Внутренняя сторона — это то, что человек чувствует, чего он желает другому. Внешняя же сторона проявляется в делах любви.

Любовь — это совокупность совершенств (Кол. 3, 14). Она делает нас причастными Богу, благодаря ей мы по-настоящему становимся Его учениками, которые действительно знают Бога. Больше того, в человеке любящем пребывает Сам Бог (1 Ин. 4, 16). Это тот плод, который появляется, наверное, самым последним и он же является самым важным в человеке. Без него все теряет свое значение, даже самые большие добрые дела и чудеса, если они сделаны не во имя любви.

Какой бывает любовь?

Признаки настоящей любви описаны в послании святого апостола Павла к Коринфянам. Она долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает... Она может быть совершенна, когда отвечает всем вышеперечисленным свойствам или несовершенна — когда человек еще не способен любить по-настоящему.

Но любовь нужно отличать от других чувств, которые в наше время порой ошибочно называют именем этой великой добродетели. К ним можно отнести разного рода пристрастия или же зависимость, влюбленность, одержимость и др.

Все, что как-то противоречит Божиим заповедям — не есть любовь. Потому что наш Бог — сама Любовь.

Как воспитать в себе любовь к Богу?

Воспитание любви к Богу — очень непростая задача. Но в разные времена жили люди, которые святостью своей жизни доказали свою любовь к Богу. Они оставили нам в наследие свои поучения. Многие из них, основываясь на словах Священного Писания — «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?», — советовали действенно проявлять любовь к ближнему. Посещение больных, милостыня нуждающимся, терпение и сочувствие к окружающим часто помогают пробудить чувства благодарности и любви к Богу.

Святой Максим Исповедник говорит: «Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога». И для того чтобы воспитать любовь к Богу, нужно интересоваться Им и узнавать больше о Нем, обращаться к Нему в молитве, надеяться на Него и благодарить за все, что Он нам посылает. И, прежде всего, действовать, потому что христианская жизнь это не философствование о любви и не медитации с воображением себя, любящего Бога, это не самовнушение, а деятельное изменение себя во имя Бога.

Как быть, если не чувствуешь любви в сердце?

Если человек не чувствует любви в серд­це, т.е. внутренней стороны добродетели, то можно начать хотя бы с внешней ее стороны. Делами любви и милосердия можно смягчить свое сердце, сделать его более восприимчивым к любви. Даже человеку, очень далекому от Церкви, можно просто попросить Бога об этом, и Господь может дать почувствовать к Себе некую привязанность, которая может быть началом этого длинного пути возрастания в любви, ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (1 Ин.5, 3).

Владыка, поясните, пожалуйста, чем отличаются любовь и толерантность?

Между любовью и толерантностью общего очень немного. Внешне они могут иметь схожие проявления, как, например, вежливость, уступчивость, любезность, но глубоко внутри они могут быть противоположными. Можно ненавидеть своего ближнего, и в то же время проявлять толерантность. Их отличает мотивация: для толерантности основой является расчет и выгода, тогда как любовь, по слову апостола Павла, не ищет своего.

Как верующим относиться к людям, которые открыто хулят Бога и Церковь?

Когда мы говорим о людях, хулящих Бога и Церковь, нужно быть очень осторожными. Господь учит не осуждать ближнего своего, но здравая логика подсказывает, что нельзя также оправдывать действия такого человека. Как быть? Святые отцы учат нас различать человека и живущий в нем грех. Человека — как образ Божий, и грех — как действие, совершаемое им по внушению дьявола. Нам необходимо научиться не ассоциировать человека с грехом, научиться проводить границу между образом Божиим и его поврежденной грехом природой.

Никто не отменял заповедь любви, даже если человек грешник. Господь дал нам собственный пример, когда Его распинали. Он молился: прости им, потому что не знают, что делают. Господь пришел призвать не праведных, а грешных к покаянию. Призвать к покаянию, увещевать таких людей не всегда получается (хотя попробовать тоже можно), но молиться о них можно и даже нужно. Ведь апостол Павел, до обращения ко Христу, тоже был ревностным гонителем Его первых христиан.
Главное, чтобы мы, прославляющие Господа, жили согласно Евангелию. Может, наш пример, достойный подражания, обратит к покаянию и явного хулителя. Если же нет, то не будьте судьями, а оставьте это на суд Божий.

Как превозмочь в себе раздражительность и неприязнь к людям?

Раздражительность и неприязнь к людям возникает из-за недостатка любви. И если человек уже заметил этот недостаток в себе и осознает свою неправоту и необходимость работы над собой, то это уже половина дела на пути исправления.
Нужно разобраться, почему возникают такие чувства, ведь обычно они являются следствием других грехов: зависти, гордости, ревности, жадности... Человек должен помнить, что все, что он получил — от Бога, потому что ничего он не принес с собой в этот мир и ничего с собой не возьмет. И не по достоинствам своим получил человек от Бога, а по милости Божией. Необходимо доверие Богу, помнить о том, что все события нашей жизни подчинены Промыслу Творца и бывают для нашей пользы, тогда и людей незачем будет винить и злиться на них.

Владыка, слово «София» в переводе с греческого языка означает мудрость. Разъясните, пожалуйста, это понятие.

Святитель Василий Великий говорит, что истинная мудрость есть распознание того, что должно делать и чего не должно. Нужно давать оценку каждому своему действию, взвешивать каждый поступок, оценивать его последствия, иначе можно попусту растерять драгоценное время, данное нам Богом для определения своей участи в вечности.

Как достичь мудрости? Стоит ли сокрушаться, если не получается принять мудрое решение?

Рассудительность — это дар Божий. Тот, кто его получил, должен трудиться над его развитием и помнить, что каждый дар нужно правильно использовать, чтобы дать достойный ответ в вечности. Рассудительность, соединенная с опытом, делает человека мудрым. Если же человеку тяжело принимать решения, если есть искреннее желание поступать по воле Божией, но человек не знает как, то пусть поступает по слову святого Иакова, брата Господня, который пишет: Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой... Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Как видно из этих слов, лишь твердое упование на Бога, а не на свои силы, делает человека мудрым.

Имеет ли, на Ваш взгляд, особые отличительные черты женская мудрость?

Женская мудрость имеет свои отличительные черты в силу природной разницы между мужским и женским полом. Бог при сотворении человека наделил женщину более чувственно-эмоциональным мышлением, тогда как мужчина руководствуется умственно-логическим. Потому и взгляды на одни и те же вещи могут у них отличаться, и решения могут быть разными, и мудрость отличаться.

Владыка Сергий, а как человеку относиться к глупости?

Глупость — это недостаток ума. Святой апостол Павел говорит: Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые. Следуя его совету, нужно избегать глупости в словах и поступках и осознавать смысл каждого своего действия.
Премудрый Соломон в Книге Притч объясняет значение мудрости и пишет: Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление, и немного дальше добавляет: мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие, потому нам нужно стараться во всем поступать мудро, чтобы наследовать славу детей Божиих в будущей жизни вечного блаженства.

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"