Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

По приказу тайных сил...

16.07.13

15 лет назад Аркадий Мамонтов вместе с Александром Хабаровым снял фильм о расстреле Царской Семьи, который был показан по телевидению только один раз. Идут годы. Завеса тайны над гибелью Царственных Страстотерпцев постепенно приоткрывается, чтобы пролить свет правды на трагические события 1918 года. Однако остается еще много вопросов.

Аркадий Викторович, почему Вы обратились к теме расстрела Царской Семьи?

—В 1996 году я беседовал с одним старым чеченцем в Ведено. Ему было под 8о лет, два его сына были боевиками, воевали с нашей армией. А старик — сухопарый горец сказал мне: «Вы приходили сюда несколько раз. Сейчас пришли плохо. А раньше было по-другому. Мой отец служил в императорском конвое и много рассказывал мне о царе, о его семье. Мы были подданными империи. А сейчас я не знаю, подданным какой империи я являюсь». Мы проговорили с ним всю ночь. И тогда у меня возникла идея снять фильм о последнем русском императоре.

И ещё одно воспоминание, из детства. Моя мама работала на киностудии, была в экспедиции в тогдашнем Свердловске в 1970-х годах, ей показали ещё не разрушенный Ипатьевский дом, подвал, где была расстреляна царская семья. Она рассказывала мне о поездке, о своих впечатлениях. Я был маленький, и когда она сказала, что расстреляли и детей тоже, мне стало их так жаль, что я расплакался. Всё это, и разговор со старым чеченцем, и далёкие детские воспоминания, стало отправной точкой в работе над фильмом.

С чего началась работа над фильмом?

— Мы с Александром Хабаровым решили разделить работу на два этапа, — он снимал часть, посвященную периоду с марта 1917 года до приезда царской семьи в Тобольск, а я о событиях в Екатеринбурге. По сути, мы провели целое расследование, много работали в архивах, встречались с людьми, которые были так или иначе связаны с этой темой. И чем больше я узнавал о том времени, тем больше понимал, что события 1918 года остаются до сих пор сакральной тайной России. На станции Дно перед своим отречением Государь Император Николай Второй оставил запись в дневнике: «Кругом измена, трусость и обман». По-моему мнению, с этого момента началась страшная трагедия России. Народ позволил отдать на растерзание своего царя, помазанника Божьего. А в писании сказано: «Не прикасайтесь к помазанным моим».

Что наиболее запомнилось во время работы над фильмом?

— Я побывал на станции Дно, мы вели съёмки на месте Ипатьевского дома, разрушенного по распоряжению Ельцина. Там тогда во дворе стояла маленькая деревянная часовня. Туда приходили молиться простые люди.

А как быть с тем фактом, что Царь отрекся от престола и, по сути, перестал быть императором. В Екатеринбурге был расстрелян не Царь, полковник Романов?

— Думаю, что отречение было вынужденным, ради спасения России. Царь был окружён генералами, которые предали его. Закулиса рвалась к власти в России. В 1825 году это ей не удалось, в марте 1917-го она получила что хотела. Но, в конце концов, и ниспровергателей престола сожрал «красный скорпион» так называемой пролетарской революции. А царь до последнего пытался спасти страну и народ. Черчилль о событиях тех лет писал, что «судьба обошлась с Россией безжалостно. Её корабль затонул, когда до гавани оставалось не более полумили».

Не надо забывать: царь и его семья — мученики и святые! Они взошли на свою Голгофу за веру, Россию и народ! Духовная история—это не тоже самое, что сейчас пишется людьми об этом страшном событии. Много лжи и неправды о подвиге последнего российского императора. Впереди, я думаю, нас ждут сенсационные открытия, чтобы наконец понять, что происходило тогда и почему. Мы мало знаем о той эпохе, о реальной подоплёке многих событий. Я участвовал в думских слушаниях по этому вопросу. И чем больше я узнавал о том времени, тем очевиднее понимал, что эта тема имеет не один пласт тайны. Гелий Рябов, знаменитый писатель, который первый обнаружил останки под Екатеринбургом, однажды сказал мне, что это пропасть, в которую лучше не соваться, можно упасть.

Но Вы все-таки решили продолжать расследование?

— Чем больше я погружался в эту тему, тем больше она меня захватывала. Я побывал в архивах звукозаписи, где сохранились уникальные признания участников расстрела — Радзинского, Никулина. Эти записи были сделаны в начале 60-х. Они велись по заказу тогдашнего молодого сотрудника ЦК КПСС А.Н. Яковлева, а он, в свою очередь, как мне кажется, получил команду от Хрущёва. То есть, расследованием этого вопроса интересовались на самом высоком уровне. В 1998 году, когда вышел фильм, уникальные записи исчезли из архива на Бауманской. Странный факт. Многие данные до сих пор не рассекречены, несмотря на то, что прошло столько лет. Видимо, кому-то очень нужно, чтобы мы не узнали всей правды. Есть такие папки, которые хранятся в спецархивах под грифом «Совершенно секретно», и многие документы, связанные с расстрелом царской семьи, спрятаны в серых папках, содержимое которых мы узнаем ещё не скоро.

А какие тайны, несмотря на гриф секретности, все же удалось раскрыть?

— Например, очень интересными показалась мне записка Юровского, который, в свою очередь, подчинялся комиссару Голощёкину, одному из основных руководителей расстрела. Примечательна судьба самого Голощёкина, он был расстрелян в 1941 году. Александр Хабаров в своих расследованиях наткнулся на документы следователя Кирпы, который оставил ценные записи о событиях тех лет. Кирпа допрашивал красноармейцев после захвата белыми Перми, которые, якобы, видели после расстрела царской семьи живых дочерей царя, хотя и избитых. Ценнейший архив с изучением обстоятельств расстрела царской семьи вывез во Францию следователь колчаковской армии Соколов. После его смерти бумаги пропали. В общем, в этом деле ещё немало белых пятен, которые ждут своего часа.

А правда, что в подвале Ипатьевского дома была обнаружена так называемая каббалистическая надпись, которую М. Энель (Скарятин) расшифровал в своей книге «Жертва» (1925) так: «Здесь, по приказу тайных сил, Царь был принесен в жертву для разрушения государства»...?

— Да, запись была. За расшифровку не ручаюсь. Вообще, во всей этой истории много таинственного. Со мной тоже произошло удивительное событие о котором я сейчас расскажу впервые. Во время съёмок на Ганиной яме, где в шахту сбросили тела царя и его близких, я снимал эпизод о царевиче Алексее. Был спокойный летний день. И вдруг неожиданно на нас налетел страшный ветер, который вызвал бурю. Мне стало не по себе. А тут ещё и мой оператор Владимир Червяков, делавший съёмки, кричит, что техника отказала, камера отключилась. Пришлось сделать перерыв на 15 минут. Потом мы включили камеру, стали снимать, но снова поднялся ветер и снова камера отказала. Тогда мы быстро собрались и уехали с этого места. Таксист, который, кстати, был невероятно похож на Юровского (ещё одно мистическое совпадение), довёз нас до свердловской телестудии. Мы начали просматривать отснятый материал, и вдруг увидели, что вся пленка с браком, по ней идут полосы и замутнения. Мы решили, что камера испорчена. Отправили её в Москву на замену, оттуда нам прислали новую камеру, но проверив нашу технику, московские техники не обнаружили в ней никакого дефекта. Значит, какая-то сила воспрепятствовала тем съёмкам.

Там же, в Екатеринбурге, я познакомился с человеком, который много лет занимался изучением событий 1918 года, и он посоветовал нам поговорить с лицом, возглавлявшим УКГБ по Свердловской области в 70-е годы. Я узнал об отчёте Голощёкина, который нигде не публиковался. Беседы, встречи дали мне основания предположить, что это было не просто злодейство, а акт мести, ритуальное убийство.

Как Вы думаете, с какой целью окружались тайной свидетельства гибели Царской семьи?

— Думаю, это делалось для того, чтобы оставались сомнения, чтобы всегда можно было сыграть в политическую игру, используя эту трагедию. И потому мы должны сделать всё, чтобы тайное стало явным. Я считаю, что быть русским человеком — это значить знать и понимать свою историю. Надо досконально изучить эту тему. Меня, как и в далёком детстве, очень волнует судьба царских детей, сына, дочерей, младшей из которых было 14 лет, старшей 21. Они вели себя достойно и до казни, и во время неё. Мне хотелось бы рассказать об их судьбе молодому поколению, у которого сейчас так мало положительных примеров.

В советские годы у молодёжи были примеры для подражания и восхищения— Зоя Космодемьянская, Юрий Гагарин и другие герои. А сейчас у молодёжи какие герои? И герои чего? Вот что меня печалит. И потому я обращаюсь к историческим темам, считаю, что нам надо помнить своё прошлое со всеми его достоинствами и недостатками.

Россия всегда была и будет ненавистна Западу. Как и во времена Александра III актуальны его слова: «У России есть только два союзника—её армия и флот». Помня и зная свою историю, мы должны становиться сильнее и мудрее. Сейчас нам надо понять, что мы все в ответе за единую и неделимую Россию, за её будущее.

Спустя 15 лет после выхода на экран той нашей с Хабаровым работы, я на многое хотел бы взглянуть иначе и снять ещё один фильм. Мне кажется, надо рассказывать людям об истории, очищенной от лжи и догм. Народ должен знать, как жили его предки и что за страна была Россия, когда в ней правил Государь Император Николай Второй. И называлась эта страна гордо и величественно — Российская Империя.

Беседовала Елена Бадякина

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"