Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Как правильно выбрать супруга?

08.07.13

Большинство людей на земле, достигнув определенного возраста, вступают в брак. Однако разводов в наше время катастрофически много. Может быть, мы разучились выбирать свою вторую половину?

У известного немецкого философа Эриха Фромма есть замечательная книга «Искусство любить». Начинается она со следующих размышлений:

Является ли любовь искусством? Если да, то она требует знаний и усилий. Но, может быть, любовь — Божий дар, выпадающий человеку как счастливый случай, удача?

Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее — быть способным любить... Люди думают, что любить просто, а вот найти подлинный объект любви или оказаться любимым этим объектом — трудно.

Своей книгой Фромм, чье мировоззрение во многом укоренено в библейском понимании союза мужчины и женщины, пытается показать, что любовь — это величайшее из искусств, которому надо учиться, познавая и теорию, и практику.

Три уровня любви

Многие думают, что основные трудности любви приходятся на время до заключения брака.

Но на деле все не так. Оказывается, «зажечь» душу не так уж и трудно, а вот поддерживать этот огонь нелегко. Дело в том, что человек — существо трехсоставное. У каждого из нас есть тело, душа и дух. И каждая из этих составляющих «зажигается» по-­разному.

В человеке сначала затрагивается уровень телесных эмоций, затронутых внешней красотой. Между мужчиной и женщиной возникают отношения на уровне влюбленности. Эти отношения могут быть искренними и чистыми, но они еще очень неглубоки. Не только неглубоки, но и недолги.

Первое увлечение между мужчиной и женщиной может угаснуть. А может разгореться, если заинтересованность внешняя, телесная перерастет в заинтересованность внутреннюю, душевную — основанную на единомыслии, общих интересах и дружеской привязанности. Такие отношения более глубоки и долговременны, но для полноценного союза общих интересов, все-­таки, маловато.

Высшая ступень единения двух душ, двух сердец, которую мы смело можем назвать истинной любовью, достигается только на духовном уровне отношений. Она выше любой дружеской привязанности и даже самой искренней влюбленности и из них напрямую не вытекает.

Одна православная женщина ­психолог на занятиях о браке задает в конце беседы вопрос: «Когда вы вступали в брак, что вы хотели? иметь жену? иметь детей? иметь уютный дом? Или же вы хотели быть мужем? быть отцом? быть хозяином дома?» В одном случае мы видим эгоистическое желание чем-­то обладать, а в другом — желание изменить самого себя для других.

Из желания быть кем-­то для другого человека и зарождается способность любить. И в идеале этой способностью хорошо бы овладеть до вступления в брак. Именно эта способность и является самым главным творческим началом в строительстве новой семьи. Одной ее уже достаточно для начала построения семьи! Вот почему в прежние времена часто устраивали браки, не спрашивая молодых об их желании. Наши предки хорошо понимали, что душевное и телесное влечение не так важны, если у мужчины есть желание стать настоящим мужем, а у женщины — настоящей женой. Если хочешь иметь хорошую жену, выбирать можно долго и тщательно, и все равно идеальную не найдешь. А если ты хочешь быть идеальным мужем, быть им ты можешь при любой жене. Какая бы жена ни попалась, сам будь хорошим мужем — вот и вся наука!

Основы православной семьи

Правильно вступить в брак очень сложно. Я бы даже сказал так: брак — это всегда риск, всегда шаг с закрытыми глазами. При вступлении в брак человек сталкивается с определенным парадоксом, с двумя несовместимыми условиями. С одной стороны, необходимо как можно лучше узнать будущего супруга еще до брака. А с другой стороны, даже самого себя познать до конца практически невозможно...

Говоря о семье, необходимо обратить внимание на один поразительный момент. Оказывается, в каждом человеке сосуществуют три совершенно разные ипостаси. Так, мужчина — это сначала жених, а потом муж и отец. Женщина — сначала невеста, потом жена и мать. И это совершенно разные люди, хотя и «сидят» они в одном человеке, у каждого из них своя логика поведения.

В начале семейной жизни происходит серьезная перемена в отношениях между мужчиной и женщиной. В первые два­три года супруги узнают друг о друге столько ранее не известного, что многие пары в этот период распадаются под напором нелицеприятной информации.

А истинная любовь сможет проявиться только тогда, когда двое научатся вместе любить третьего, то есть только когда в семье появятся дети, и супруги станут отцом и матерью.

Из сказанного выше можно сделать два вывода. Вывод первый: поскольку жених и невеста искренне скрывают друг от друга свои недостатки, нельзя спешить и доверяться первому впечатлению. Вывод второй: поскольку настоящие семейные отношения складываются только на третьем своем этапе, то надо выбирать не мужа или жену для себя, а отца или мать для своих детей.

Опыт поколений

В дореволюционной России браки заключались в основном в рамках сословий. Это оберегало от многих проблем, потому что будущие супруги имели схожее воспитание, схожие манеры, одинаковые запросы и много общих интересов.

Среди необходимых условий для заключения брака было и единое вероисповедание жениха и невесты. Это и сегодня должно быть очень важным условием.

К сожалению, в современном атеистическом обществе очень трудно разобраться, кто во что верит. Не забывайте, что атеизм — это тоже вера.

Очень важно еще до брака выяснить, на что человек надеется, во что верит.

Неправильный выбор может привести к тому, что человеку выпадут такие испытания в семейной жизни, какие не сможет выдержать либо он сам, либо его половина.

Чем слабее человек, чем меньше в нем духовной крепости, тем выше должны быть требования к его будущей половине. И наоборот, чем более человек преуспевает в духовной жизни, чем более готов к самопожертвованию, тем легче ему будет полюбить человека, имеющего даже серьезные недостатки.

Причем, выбирать может не только сам человек, но и его близкие. Хорошо, если в выборе участвуют духовно более опытные люди. Это могут быть и родители, и священник, к которому молодой человек пришел за советом. Важно, чтобы они были не просто опытны по-­житейски, а имели именно духовную мудрость.

Духовная мудрость дает возможность оценить каждое свойство характера с точки зрения пользы для будущей семейной жизни.

Человеку, озабоченному поиском своей половины, надо как можно больше времени уделять своему духовному росту, а не самому поиску. Это поможет ему, во­-первых, разобраться во встреченном человеке и не сделать явных и грубых ошибок. А во-­вторых, в будущей семейной жизни поможет преодолеть неминуемые проблемы притирки друг к другу и дальнейшего превращения двух людей «в плоть едину».

Прот. Илия Шугаев

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"